14 апреля -Музей українського живопису

14 апреля

Утагава Куниёси (1798, Эдо — 14 апреля 1861, там же) — один из крупнейших японских художников и мастеров цветной гравюры конца периода Эдо, представитель жанра укиё-э.

Утагава Куниёси родился в семье красильщика шёлка. Отец его был в дружеских отношениях с Утагавой Тоёкуни, главой художественной школы Утагава. Первые уроки рисования мальчик получил в возрасте 10 лет, когда у них в семье проживал художник Кунинао. Другим учителем Куниёси считается Кацукава Сюнъэй, научивший его изображению сатирических и фантастических сценок, а также образов и актёров театра кабуки. В 1811 году мальчик поступает учеником в мастерскую Тоёкуни, где обучается до 1814 года. Тоёкуни также даёт ему его художественное имя — Куниёси.

Первые годы художественной деятельности были для Куниёси малоудачны. На жизнь он зарабатывает в основном набивкой и ремонтом напольных соломенных матов. Живёт в постоянной нужде.

С 1827 года положение художника улучшается. Он получает от издателя по имени Кагая Китибэй заказ на создание 5 картин для серии гравюр 108 героев Суйкодэн. Листы эти хорошо раскупались, и Куниёси были поручены и все остальные «герои» серии. Художник создаёт также изображения серии героев других произведений и преданий, литературные иллюстрации, сцены из театра кабуки, пейзажи. К 1842 году он занимает почётное место среди мастеров художественного направления укиё-э, войдя в тройку его лучших художников — наряду с Утагавой Хиросигэ и Утагавой Кунисадой.

«Женщина перед зеркалом» «Нитирэн успокаивает бурю в Какуде»


Родился Фридрих фон АМЕРЛИНГ (14 апреля 1803, Вена – 14 января 1887, Вена) – австрийский художник, один из ведущих портретистов XIX века.

Родился в семье проволочного мастера, работавшего с золотом и серебром. В 1815-1824 годах Фридрих обучался в Венской академии художеств, затем продолжил обучение в Пражской академии. В 1827–1828 жил в Лондоне, где познакомился с творчеством Томаса Лоуренса. Побывав в Париже и Риме, Амерлинг с 1828 года поселился в Вене, но в последующие годы не раз совершал длительные поездки, объездив почти всю Европу – от Испании до мыса Нордкап в Скандинавии. В 1886 году художник побывал в Египте и Палестине.

Как художник-портретист Амерлинг пользовался большой популярностью у богатой буржуазии и венской знати, в том числе и при императорском дворе. Пик популярности художника пришёлся на 1830–1850 годы. В 1858 году Амерлинг приобрёл в Вене дворец и обставил его ценными предметами искусства. В 1878 году ему было присвоено дворянское звание.

Амерлинг создал более тысячи работ, большей частью портретов. Их отличают элегантность рисунка, экзотичное оформление и цветовое разнообразие.

Большая часть работ Амерлинга находится в австрийских музеях и собраниях. В Вене в 1902 году был поставлен памятник художнику, его именем названа одна из улиц австрийской столицы.

«Автопортрет» «Портрет императора Франца II», 1832. Музей истории искусств, Вена


Родился Мейер Исак (Якоб Мейер) де ХАН (14 апреля 1852, Амстердам — 24 октября 1895, Амстердам) — нидерландский живописец.

Родился в богатой еврейской семье предпринимателя. В 1887 году отправляется в Париж для изучения живописи, здесь он встречает и живёт непродолжительное время с Тео ван Гогом, через него знакомиться с Камилем Писсаро и с Полем Гогеном. Работает совместно с художниками школы Понт-Авена.

«Автопортрет», 1889-91 «Материнство», 1890


Родился Виктор Эльпидифорович БОРИСОВ-МУСАТОВ (14 апреля 1870, Саратов – 8 ноября 1905, Таруса) – русский художник.

Художника называли мастером символических изображений «дворянских гнёзд», певцом «уходящих усадеб» и «зыбкого мира старых теней». А родился он вовсе не в дворянской семье: родители, бывшие крепостные, были приписаны к мещанскому сословию, отец служил на железной дороге. К своей фамилии Мусатов добавил имя деда – Бориса Мусатова. Так возник псевдоним «Борисов-Мусатов».

В детстве, после неудачного падения и травмы позвоночника, у Виктора стал расти горб. Проблемы со здоровьем мучали всю его недолгую жизнь. Живописи учился в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в Петербургской Академии художеств у Павла Петровича Чистякова. Брал уроки и в Париже, в студии Ф. Кормона.

Борисов-Мусатов был близок художникам «Мира искусства», литераторам-символистам. В его творчестве проявлялась склонность к декоративизму, выражалось стремление представить реальный мир как напоминание о прекрасном мире прошлого.

Жил и работал в провинции – в Саратовской губернии, последние годы в Подольске и Тарусе. За свою недолгую жизнь В. Борисов-Мусатов создал 77 картин.

«Автопортрет» «Призраки», 1903


Народився Ізраель ПАЛДІ (уроджений Фельдман) (14 квітня 1892, Бердянськ - 1979, Тель-Авів, Ізраїль) - ізраїльський художник, педагог, народжений в Україні.

Народився в Бердянську, дитинство провів у Швейцарії. У 1908 емігрував до Палестини. Один з перших студентів Вищої школи живопису «Бецалель» (Єрусалим). У 1911-1914 навчався в Академії живопису в Мюнхені. Повернувся до Палестини, викладав малювання в гімназії «Герцлія» (Тель-Авів). У 1921 учасник першої художньої виставки «Мігдал Давид» («Вежа Давида», Єрусалим). У 1920-30-х роках відбулися персональні виставки Палді в Музеї Тель-Авіва і Музеї Ізраїлю (Єрусалим), брав участь у виставках в Палестині, а також в салонах Венеції і Сан-Паулу. У 1928 секретар Спілки художників Палестини. Лауреат премії імені Дізенгофа (1943, 1957)

Поштова марка Ізраїлю з картиною Ізраеля Палді «Пастораль»


Родился Элмир де ХОРИ (настящее имя Элемер Альберт Хофман, 14 апреля 1905, Будапешт — 11 декабря 1976, Ивиса, Испания) — художник венгерского происхождения, который прославился многочисленными фальсификациями искусства.

Де Хори утверждал, что его родители — австро-венгерский дипломат и дочь банкира. На самом деле родился в еврейском квартале Будапешта. Получил художественное образование в Мюнхене и Париже, некоторое время учился у Ф. Леже в академии «Гранд-Шомьер». Накануне и во время Второй мировой войны находился за решёткой, сначала за призывы к изменению политического устройства в Трансильвании, затем в концлагере для гомосексуалистов.

По окончании войны Хофман объявился во Франции, сменил фамилию на «де Хори» и стал зарабатывать на жизнь подделками под Пикассо. В 1947 г. перебрался из Франции в США, где сменил несколько псевдонимов. Обосновавшись в Майами, тщательно изучал стиль наиболее востребованных художников и пытался воспроизводить его. Вслед за Пикассо он научился копировать Гогена, Ренуара, Матисса и Модильяни. Несколько раз пытался сделать себе имя оригинальными работами, но безуспешно.

Американский журналист Клиффорд Ирвинг опубликовал бестселлер «Фальшивка!» (Fake!), где предал гласности историю де Хори, отчасти на основе его собственных рассказов, где правда соседствовала с выдумками. Скандальная слава де Хори привлекла к его феномену знаменитого режиссёра Орсона Уэллса; в 1974 г. он снял про него ленту «Ф как фальшивка». И в книге, и в фильме де Хори настаивал, что не является мошенником, так как никогда не подписывал работы в стиле того или иного художника их именами, а подражание стилю знаменитых мастеров не запрещено законом.

В 1976 г. власти Испании пошли навстречу требованиям французского правительства и согласились на экстрадицию де Хори. Узнав об этом, художник принял смертельную дозу снотворного.

Картина де Хори «под Модильяни»


Народився Микола Степанович БОРОВСЬКИЙ (14 квітня 1930 року, Новогеоргієвськ Кіровоградської області - 26 квітня 1988, Дніпропетровськ, нині - м.Дніпро) - український художник, представник дніпровської школи живопису. Працював у жанрі портрета, пейзажу, натюрморту. Заслужений художник УРСР (1984).

З відзнакою закінчив Дніпропетровське державне художнє училище (1953), вчителі за фахом - М. Погребняк, О. Куко. Потім навчався в Київському державному художньому інституті (1956-1960), закінчив історико-батальну майстерню (дипломною роботою була — «Коліївщина»), керівник - народний художник УРСР Г. С. Меліхов, викладачі М. Хмелько, М. Іванов. У 1960 році Боровський повернувся до Дніпропетровська і почав викладацьку діяльність у художньому училищі. Його учнями були такі відомі українські художники як Ростислав Звягінцев, Петро Кот і Віктор Павлюк.

М. С. Боровський працював у галузі станкового живопису, писав тематичні полотна, портрети, пейзажі та натюрморти у традиційній реалістичній манері. Від 1960 року брав участь у виставках. У 1964 році був прийнятий до Спілки художників СРСР.

Твори М. С. Боровського зберігаються в Дніпропетровському художньому музеї, Дніпропетровському Національному історичному музеї ім. Д. І. Яворницького, Музеї українського живопису (Дніпро), приватних колекціях.

«Пісня», 1974. Музей українського живопису (м.Дніпро)


Родился Дурды́ БАЙРАМОВ (14 апреля 1938, Байрам-Али, Туркменская ССР — 14 февраля 2014, Ашгабат, Туркменистан) — туркменский, русский, канадский художник, педагог и фотограф; действительный член Академии художеств Кыргызской Республики (1998), Народный художник Туркменской ССР (1991).

Оставшись без родителей, воспитывался в детском доме. В 1954 году Байрамов поступил в Туркменское государственное художественное училище им. Ш. Руставели в Ашхабаде. Его учителя Г. Я. Брусенцов и А. А. Хаджиев сразу разглядели в юноше талант и на протяжении всего обучения поддерживали начинающего художника. Впоследствии с Брусенцовым у Байрамова завязалась крепкая дружба.

В 1959 году Байрамов поступил в Московский государственный академический художественный институт (МГАХИ) им. В. И. Сурикова, где учился в мастерской известного советского живописца и народного художника СССР Д. К. Мочальского. Окончив институт, Дурды вернулся в родной Ашхабад. Вскоре он добился известности как профессиональный художник: был принят в Союз художников СССР в 1965 году, принимал участие в постоянных общенациональных художественных выставках в Ашхабаде и Москве и сам преподавал в Туркменском государственном художественном училище. В 2012 году Байрамов приехал в Канаду, где создал серию картин под названием «Канадская осень».

Автор более 5000 произведений живописи, графики, фотографий. Жанры: портреты, пейзажи, натюрморты, тематические композиции. Главным жанром в творчестве Дурды Байрамова стал психологический портрет, соединивший в себе лучшие традиции туркменской национальной школы, уроки мастеров классического реализма и новаторство импрессионистов. Вершиной портретного мастерства Байрамова стала серия «Люди Культуры», включающая в себя более 150 портретов его современников — представителей туркменской интеллигенции конца ХХ — начала ХХI вв. Работа над циклом длилась в течение 40 лет, начиная с 1970-х гг.

Двойной портрет с Первым учителем (Геннадием Брусенцовым) «В Бессмертие», 1978


Народився Андрій Володимирович ЧЕБИКІН (14 квітня 1946, Гайсин Вінницької області) — художник-графік, педагог, академік. Народний художник України (1992). Лауреат Національної премії України імені Тараса Шевченка (2007). Ректор Національної академії образотворчого мистецтва і архітектури (з 1989 року). Президент Національної академії мистецтв України (з 1997 року).

У 1970 році закінчив Київський державний художній інститут (педагоги з фаху – В.Селіванов, Л.Чичкан), розпочав педагогічну діяльність у Київському державному художньому інституті. У 1980–1987 — проректор Київського державного художнього інституту, з 1985 — професор. За сорок п'ять років педагогічної діяльності створив своєрідну школу естампа. Керує майстернею вільної графіки Національної академії образотворчого мистецтва і архітектури (з 1985). Андрій Чебикін є співавтором підручника «Техніка офорта» (1978) для художніх вищих навчальних закладів.

Працює у галузі станкової, книжкової графіки, монументального мистецтва. Член Національної спілки художників України з 1973 року. Учасник вітчизняних та міжнародних художніх виставок. Твори Андрія Чебикіна зберігаються у Національному художньому музеї України (Київ), Державній Третьяковській галереї (Москва), інших музеях та приватних колекціях України і світу.

Найвідоміші роботи: графічні серії «Село Обрадове» (1970), «Солдатські будні» (1972–1973), «Космічні офорти» (1976), «Всесвіт» (1979–1980), «Космос—Земля» (1986); ілюстрації до літературних творів І. Франка, Л. Вишеславського, Н. Гнатюк, В. Грабовського, І. Драча, Б. Олійника, В. Простопчука, Г. Чубач (1977–1990), серія гобеленів для інтер'єрів Донецького академічного театру опери та балету ім. А. Солов'яненка (1994–1995); цикли станкових рисунків та акварелей (1987–2006).

«Ай-Петрі». 1997


Родился Антоний КАРВОВСКИЙ (14 апреля 1948, Граево, Польша) — польский лирический абстракционист, неофигуративный художник и творческий артист.

После окончания школы Антоний занялся художественным творчеством и экспериментированием с разными формами искусства. В определённый неудачный период он работал на шахте. Позже он стал членом Факультета Изящных Искусств в Университете города Торунь, где развил свой талант и стал профессиональным художником.

В начале 80-х годов Антоний вместе со Збигневем Oлешинским организовал «Группу А», которая воплотила множественные творческие проекты в Польше. С тех пор он углубился в перформанс в качестве участника и организатора разных проектов. С 2003-го года Антоний организовывает Международный фестиваль перформанса и интермедии в Щецине.

На протяжении своей творческой деятельности Антоний создал свой собственный стиль, который один берлинский арт-критик охарактеризовал следующим образом: «…От его картин исходит разноцветный свет, идеально созданный в его мастерской. Метафора этого света придаёт магическое, сюрреалистическое значение фигуративным элементам в его работе. Сила его произведений, помимо осветляющих цветов, исходит от богатства символического значения и определённой многослойности, благодаря которой его картины выполняют более чем просто декоративную функцию».

Тhe Dress by Antoni Karwowski


14 квітня 1991 року було скоєно одне найбільших пограбувань в історії мистецтва - з Музею Ван Гога в Амстердамі (Голландія) було викрадено цілих 20 полотен, серед яких виявилася знаменита картина "Їдці картоплі" Ван Гога з його ранньої творчості. Грабіжники скоїли злочин після того, як сховалися в музеї після його закриття. Приблизно о 3 годині ночі вони вибралися з укриття, надівши маски-панчохи з вирізами для очей. Будівля охоронялося настільки погано, що грабіжники дозволили собі спокійно оглянути експозицію, вибираючи, що саме взяти. На це вони витратили майже годину.

Загальна вартість всіх викрадених полотен становить близько 500 мільйонів доларів. Цей злочин можна назвати самим швидко розкритим викраденням картин в історії. Всі роботи були виявлені через 35 хвилин кинутими в машині викрадачів. На жаль, практично всі картини були пошкоджені, особливо три з них.

Музей Ван Гога в Амстердамі Вінсент Ван Гог. «Їдці картоплі», 1885