13 ноября -Музей українського живопису

13 ноября

Родился Бартоломей БРЕЕНБЕРГ (до 13 ноября 1598, Девентер — после 5 октября 1657, Амстердам) — голландский художник и график эпохи барокко.

В 1620 году Б.Бреенберг уезжает в Рим, где становится учеником художника Пауля Бриля. Творчество молодого голландца находилось также под сильным влиянием таких мастеров, как Корнелис ван Поленбург и Адам Эльсхаймер. Вместе с каждым из этих художников Б.Бреенберг писал общие картины, однако до наших дней дошли лишь некоторые из них. В 1627/1628 годах он возвращается в Нидерланды, и с 1633 года живёт в Амстердаме. Б.Бреенберг писал преимущественно картины мифологического и религиозного содержания; во время пребывания в Италии создал серию итальянских пейзажей.

Портрет Б.Бреенберга работы Я.Баккера «Во владениях Каллисто»


Родился Виктор Иванович ЗАРУБИН (13 ноября 1866, Харьков — 5 ноября 1928) — русский и украинский художник, график, сценограф. Академик ИАХ.

Сын профессора. Учился в харьковской первой гимназии и на физико-математическом факультете Харьковского университета. В 1893 году вышел в отставку и отправился в Париж для обучения живописи. В течение трех лет Зарубин занимался в академии Жульена под руководством профессоров Жюля Лефебра и Роберта Флери. Осенью 1896 года Виктор Иванович переехал в Петербург и был принят в число учеников Санкт-Петербургской академии художеств. На конкурсе 1898 года удостоен звания художника первой степени за картины «Дом Божии» и «Вечерний аккорд». С 1897 года принимал участие на выставках в залах Академии художеств. В 1909 году был удостоен звания академика. Член и экспонент Товарищества передвижников, Общества русских акварелистов, Общины художников (1921), АХРР, Общества художников им. А. И. Куинджи (1926—1928).

«Часовня Святогорского монастыря»


Родилась Елена Константиновна ЛУКШ-МАКОВСКАЯ (13 ноября 1878, Санкт-Петербург — 15 августа 1967, Гамбург) — русская и немецкая художница и скульптор.

Елена родилась в состоятельной семье придворного художника Константина Егоровича Маковского. Училась изобразительному искусству в художественной школе при Императорском обществе поощрения искусств и в Художественной академии. В 1897 году предприняла важную для её будущего творчества поездку по Волге от Рыбинска до Самары, во время которой ею были созданы многочисленные эскизы. Впоследствии Маковская училась у Антона Ажбе в Мюнхене, в мастерской которого познакомилась со многими российскими художниками.

«Волжский лодочник»

В 1900 году Маковская вышла замуж за венского скульптора Рихарда Лукша. Елена продолжила заниматься творчеством и участвовала в нескольких выставках Венского сецессиона, став первой женщиной в его составе. Наиболее заметной работой того времени является иконографическое полотно Adolescentia («Отрочество»). В 1926 году скульптура работы Лукш-Маковской «Судьба женщины» была установлена в гамбургском городском парке. В 1933 году Елена Лукш-Маковская попыталась наладить отношения с новой властью, вступив в национал-социалистический Союз немецких художников и графиков при Имперской палате изобразительных искусств, но это не принесло ей ожидаемых государственных заказов. В послевоенные годы Лукш-Маковская занималась исследованиями гамбургской культуры.

«Автопортрет с сыном Андресом», 1908 «Отрочество», 1903, галерея «Бельведер», Вена


Умерла София ЛАСКАРИДУ (1882, Афины — 13 ноября 1965, Афины) — греческая художница и феминистка XX века. Первая женщина, поступившая в Афинскую школу изящных искусств.

София родилась в богатой, просвещенной и известной в греческой столице семье. В доме часто гостило афинское высокое общество. В числе гостей были Георг I (король Греции) и члены королевской семьи. София проявила свой талант ещё в детстве, писала картины непрерывно и в 14 лет организовала свою первую выставку в здании «Общества любителей искусств». В 1900 году София совершила шестимесячную учебную поездку за границу. Посещала галереи, уроки живописи в Академии Жюлиана, в ателье Жана-Жозефа Бенжамена и Жан-Поля Лорана. В 1903 году ей было разрешено поступить в Афинскую школу изящных искусств, что вызвало негативную реакцию консервативных кругов общества и её сокурсников. София завершила обучение «Школе» в 1907 году. Получив стипендию Фонда Бозиоса в 1908 году уехала продолжить учёбу в Германии, затем снова в Париже.

Много легенд в Греции породила любовная связь Софии Ласкариду с молодым литератором и журналистом Периклисом Яннопулосом. Когда они расстались, меланхолия одолела Яннопулоса и он осуществил «идеальное самоубийство»: верхом на белом коне вошёл в море и, удалившись на достаточное расстояние, выстрелил себе в голову.

София вернулась в Грецию и возглавила «Училище дошкольных преподавателей», которое в своё время было основано её матерью. Здесь София преподавала рисунок и живопись на протяжение 31 года. Одновременно она давала частные уроки живописи. В 1951 году она издала книгу «Серия школьного рисования и живописи», в которой представила систему своего преподавания. София продолжала писать картины и принимать участие в выставках (1917, 1919, 1924, 1927). Тематика работ художницы включала жанровые сцены, портреты, натюрморты и пейзажи, исполненные в манере импрессионизма. В 2002 году в отреставрированном доме Ласкаридисов была открыта Муниципальная галерея Калитеи — София Ласкариду.

«Монастырь Фанероменис», прибл. 1930


Родился Вацлав РАБАС (13 ноября 1885, Крушовице — 26 октября 1954, Прага) — чешский живописец-пейзажист, один из первых народных художников Чехословакии.

Родился в семье мельника. Учился в пражской Академии изобразительного искусства (не закончил). Образование живописца он завершил у Макса Швабинского, под руководством которого работал до 1911 года. Затем В.Рабас совершает поездки в северную Италию и в Париж. Участвовал в Первой мировой войне, был тяжело ранен. 1920-е годы были успешны для В.Рабаса: прошла его первая персональная выставка (1921), полотна художника выставляются в Вене, Венеции, Париже, Варшаве, Питтсбурге, презентуя там новое чехословацкое искусство. После окончания Второй мировой войны, 9 ноября 1945 года, В.Рабасу одному из первых было присвоено почётное звание Народного художника Чехословакии. В художественных работах В.Рабаса чувствуются различные влияния, которые он успешно адаптировал и перерабатывал в свой собственный, оригинальных стиль. Много взял из аллегорической живописи XIX столетия, а также из импрессионизма, особенно Поля Сезанна. Написал также несколько книг по теории живописи, занимался иллюстрированием.



Родился Реувен РУБИН (при рождении Ру́бин Зелико́вич; 13 ноября 1893, Галац, Румыния — 13 октября 1974, Тель-Авив) — израильский художник-модернист, один из основоположников израильской живописи.

Начал рисовать ещё в школе. В 1912 году отправился в Палестину, входившей ещё в состав Османской империи, и затем принял решение эмигрировать туда (как писал сам Рубин, когда он сошёл с корабля в Яффе, он понял, что это его земля, где он будет жить). В 1912 году учился в Бецалельской школе в Иерусалиме, ведущем художественном заведении Палестины, где были собраны на тот момент ведущие художники. Однако сам Рубин решил, что ему требуется более основательное художественное образование, и поехал в Париж.

В Париже в 1913—1914 годах учился в Школе Изящных Искусств и в Академии Коларосси. В 1914 году началась Первая мировая война, и возвращение в Палестину стало невозможным. Посетив в 1915 году Италию, художник отправился в Румынию, где работал с 1916 по 1920 год (с 1918 года — в Черновцах). Затем Рубин совершил путешествие в США, где прошла его первая крупная персональная выставка. С 1922 года поселился в Тель-Авиве, хотя до конца жизни много путешествовал.

В 1920-е годы Рубин разработал собственный стиль, близкий модернизму, но основанный на палестинской тематике. В 1924 году прошли его первые персональные выставки, в Иерусалиме и в Герцлии, в 1926 году — персональная выставка в галерее Бернхейма в Париже. В дальнейшем его персональные выставки проходили практически ежегодно. В 1940-е и 1950-е годы его художественный стиль полностью меняется. Рубин отходит от полностью фигуративной живописи и начинает писать в стиле, близком символизму. В 1973 году Реувен Рубин был удостоен Государственной премии Израиля за достижения в области искусства. В доме Рубина в Тель-Авиве (улица Бялика, 14) открыт музей художника.

Автопортрет, 1914


Родился Аурель БЕРНАТ (13 ноября 1895, Марцали — 1982) — венгерский живописец и график.

Учился в 1915‒16 в художественной колонии в Надьбанье (ныне Бая-Маре, Румыния). Прошёл через увлечение кубизмом и экспрессионизмом. С 1945 профессор будапештской Академии художеств. Автор красочных, тонких по живописи росписей, тематических картин, пейзажей, натюрмортов («Ривьера», 1926‒27, эскиз фрески «Народный спорт», темпера, 1951‒52, ‒ в Венгерской национальной галерее, Будапешт). Лауреат премий им. М. Мункачи и им. Л. Кошута.



Народився Володимир Павлович СЛЄПЧЕНКО (13 листопада 1947, м.Алексєєвка Бєлгородської обл.) - живописець, графік. Народний художник України (2009).

У 1968 році закінчив живописне відділення Іванівського художнього училища. У 1981 році - факультет графіки Українського поліграфічного інституту ім.І.Федорова у Львові. З 1970 року провів більше 60 персональних виставок по всьому світу. Майстер психологічного портрета і портрета-картини. Працює в стилі романтичного символізму, винайшов свою власну техніку художньої творчості. Професор, академік АН України. Заслужений діяч мистецтв України (1998).

В. Слепченко - дипломант фестивалів і конкурсів, лауреат обласної та республіканської премій. Живописні та графічні твори Володимира Слепченка знаходяться в музеях Львова, Києва, Братислави, Тель-Авіва, Бернау (Німеччина), Росії, а також в генеральному консульстві України в Торонто, в державних, адміністративних установах і приватних колекціях у багатьох країнах світу.

Автопортрет, 2005 «Золоте століття»


На торгах послевоенного и современного искусства Sotheby’s 13 ноября 2013 года (на следующий день после аналогичных торгов Christie’s, где триптих Френсиса Бэкона был продан за рекордные 142,4 миллиона) шелкография Энди Уорхола «Серебряная автокатастрофа (Двойная авария)» установила новый рекорд на произведения художника — 105,4 миллиона долларов.

«Серебряная автокатастрофа (Двойная авария)» входит в группу из четырех двухчастных работ Уорхола 1963 года с изображением автокатастроф. Остальные три работы серии хранятся в музеях США, Швейцарии и Австрии, и только «Серебряная автокатастрофа» остается в частных руках: она побывала в коллекциях Гюнтера Закса, Чарльза Саатчи и Томаса Амманна. На торги Sotheby’s работу выставил частный европейский коллекционер, владевший ею более 20 лет.

Художник использовал снимки дорожных аварий из газет, которые многократно печатал на холсте методом шелкографии, используя серебристую отражающую краску. Работа достигает размера 2,4 х 4 метра; на одной половине — 15 фотографий врезавшегося в дерево автомобиля; вторая часть — монохромная серебристая поверхность, которая на протяжении последних 13 лет не выставлялась.

Энди Уорхол. «Серебряная автокатастрофа (Двойная авария)», 1963