13 июля -Музей українського живопису

13 июля

Родился Вацлав (Венцель, Венцеслав) ХОЛЛАР (13 июля 1607, Прага — 28 марта 1677, Лондон) — чешский график и рисовальщик.

После захвата Праги во время Тридцатилетней войны семья Хо́ллара разорилась и Вацлав, намеревавшийся стать юристом, решил учиться на художника. Самые ранние его работы, дошедшие до нас, датируются 1625—1626 годами. Сильное влияние на Холлара оказало творчество Дюрера.

Холлар работал во Франкфурте, Страсбурге, Кёльне, много лет прожил в Англии. Холлар работал в технике офорта. Часто выпускал иллюстрированные серии. Разнообразие его работ впечатляет. Он создал около 2740 гравюр на разнообразные темы: виды городов, портреты, изображения кораблей, пейзажи, натюрморты, произведения на религиозные и геральдические темы, изображения женских костюмов, анималистические композиции. Холлар мог создавать почти точные копии произведений других художников. Умер Холлар в нищете, не дожив несколько месяцев до своего 70-летия. Почти полная коллекция работ Холлара хранится в Британском музее и в библиотеке Виндзорского замка.



Родился Сергей Арсеньевич ВИНОГРАДОВ (13 июля 1869, с. Большие Соли Костромской губ. — 5 февраля 1938, Рига) — русский живописец, один из основателей Союза русских художников. Академик ИАХ (1912).

Родился в семье сельского священника. В 1880—1889 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (классы Е. С. Сорокина, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова). Особенно большое влияние на молодого художника оказал В. Д. Поленов, занятия с которым позволили Виноградову найти в пейзаже собственную тему – пленэр с эффектами, как правило, закатного освещения. В 1888 году С. А. Виноградов получил звание классного художника. В 1889 году учился в Академии художеств у Б. П. Виллевальде и К. Б. Венига. Преподавал в Москве в Училище изящных искусств А. О. Гунста и в Строгановском училище, также в Харькове.

Член Товарищества передвижных художественных выставок. С. Виноградов писал жанровые картины на крестьянскую тему, портреты, интерьеры, пейзажи. Со временем попытался уйти от стиля передвижников – в работах 1910-х годов появляются элементы импрессионизма. В 1903 стал одним из основателей Союза русских художников. В 1914—1917 годах создавал открытки военной тематики. После 1923 года Виноградов жил в Латвии, где открыл собственное училище. Участник многочисленных выставок в России и Европе.

«Дама на балконе», 1916


В Амстердаме в 1885 году в новом здании открыт Голландский Национальный музей (Государственный музей, Рейксмюзеум).

Музей основан в 1808 году братом Наполеона I, королём Голландии Луи Бонапартом. Открыт для публичного посещения в 1815 году. Новое здание построено в 1877—1885 годах архитектором Питером Кёйперсом.

Основу художественной коллекции музея составляют многочисленные работы голландских мастеров XV—XIX веков: в частности, Рейксмузеум знаменит своей коллекцией мастеров XVII века. Это, в первую очередь, Рембрандт, Вермеер и Халс, а также де Хох, Стен, Рёйсдал, ван дер Гельст, ван Скорел и другие.

Главное место в экспозиции отведено «Ночному дозору» Рембрандта (картина принадлежит городу Амстердаму, в музее находится на временном хранении). В 1906 году здание музея было перестроено ради размещения этой картины.

Из собрания музея: Ян Вермеер ван Делфт. «Молочница», 1658


Родился Мордехай АРДОН (при рождении Макс Бронштейн; 13 июля 1896, Тухув, Галиция, Австро-Венгрия — 18 июня 1992, Иерусалим) — израильский художник.

Родился в верующей еврейской семье на территории нынешней Польши. В 1921—1825 годах он учится в школе Баухаус в Дессау, где его преподавателями были, кроме прочих, Пауль Клее, Василий Кандинский, Лионель Фейнингер и Иоганнес Иттен. Особенно сильным оказалось влияние на работы М.Ардона творчество П.Клее. В 1926 году М. Ардон поступает в мюнхенскую Академию художеств и под руководством Макса Дёрнера знакомится с техникой рисунка старых мастеров. В особенности художник находился под впечатлением живописи Рембрандта и Эль Греко.

В 1933 году, после прихода в Германии к власти НСДАП, М. Ардон эмигрирует в британскую Палестину. Здесь он преподаёт в основанной в 1906 году Школе искусств Бецалель (ныне — Академия искусств и дизайна Бецалель).

«Западная стена». Национальный музей, Варшава

Художественный стиль М. Ардона интересен прежде всего тем, что на своих картинах он старается опровергнуть тезис о несовместимости современного абстрактного искусства с техникой «старых мастеров». Используемые им знания и мастерство, полученные при изучении классической живописи, придают произведениям М.Ардона глубину и богатство изображаемых форм. М. Ардон являлся сторонником идей «чистого искусства», находящегося вне общественных и политических влияний. Свои произведения он призывал судить по чисто художественным качествам — композиции, цветности и внутреннему воздействию на зрителя. Какие-либо символические, литературные либо иные элементы, усиливавшие это воздействие, художник отвергал.

«Рыба и луна». Национальный музей, Варшава


Народився Петро Кузьмич СТОЛЯРЕНКО (13 липня 1925, с. Каштани, Крим) - кримський художник, пейзажист, мариніст, майстер натюрморту. Народний художник України (1985).

Народився поблизу Керчі в сім'ї рибалки. Відвідував майстерню К.Ф. Богаєвського. У роки Другої світової війни був зв'язковим у партизанському загоні. Після війни навчався в студії образотворчих мистецтв при Феодосійській картинній галереї у М. Барсамова. З 1948 р - учасник виставок, з 1952 р - республіканських, з 1953 р - всесоюзних, а також зарубіжних (Угорщина, Югославія, Фінляндія, Албанія, Франція, США, Японія, Іспанія, Канада, Італія). У 1963 р - відбулася перша персональна виставка Петра Столяренка в Києві. У 1963-1978 рр. - Член республіканського правління Спілки художників.

«Тарханкут», 1958

«Білий бузок», 1995

З 1969 р - живе і працює в Ялті. З 1972 - заслужений художник України. У 1990-1995 рр. - працював у Парижі, періодично відвідував Бельгію, Люксембург, Монако, Іспанію, Італію, Голландію, Данію.

Серед улюблених мотивів художника - веранди з видом на море, що втілюють спокій і тепло курортних містечок. У своїх пейзажах П. Столяренко нескінченно експериментує з малюнком, кольором, фактурою.



13 июля 1937 года в Киеве в тюрьме НКВД были расстреляны украинские художники: Михаил Бойчук (1882–1937), София Налепинская-Бойчук (1884-1937), Василий Седляр (1899-1937), Иван Падалка (1894-1937).

Все они принадлежали к творческой группе так называемых «бойчукистов» - учеников и последователей художника-новатора Михаила Бойчука, профессора Киевского художественного института. Михаил Бойчук пытался синтезировать украинское народное искусство, старинную сакральную живопись и достижения современной живописи в новое украинское искусство. Творчество школы М. Бойчука стало знаковым явлением в украинском искусстве 1910—1930 годов. Его сподвижниками и учениками были Н. Касперович, С. Налепинская-Бойчук, И. Падалка, В. Седляр, Т. Бойчук, А. Иванова, Э. Шехтман, О. Павленко, К. Гвоздик, Е. Сагайдачный, Н. Рокицкий. Создание оригинальной школы украинской живописи, глубоко национальной по своему духу, противоречило политике советских властей. Бойчукисты были обвинены в принадлежности к националистической фашистской террористической организации и приговорены к смертной казни. Почти все их произведения были уничтожены. Лишь после 1991 года немногие сохранившиеся в запасниках работы представителей «расстрелянного Возрождения» стали доступны украинскому народу.

В.Перевальский. «Портрет М.Бойчука», 1984 Василий Седляр. «В школе ликбеза», 1924-1925


Родился Анатолий Николаевич КАЛИТКО (13 июля 1942, с. Оринин Хмельницкой обл.) – косовский живописец, Заслуженный художник Украины (2013).

Окончил Киевский государственный художественный институт в 1971. Педагоги: К. Трохименко, А. Сиротенко, А. Пламеницкий. Живет и работает в Косове на Ивано-Франковщине. Любимые жанры – пейзаж, портрет, натюрморт. Создал галерею портретов народных мастеров Гуцульщины.

А. Н. Калитко преподает в Косовском институте прикладного и декоративного искусства Львовской национальной академии искусств. Живописные и графические работы художника экспонировались на разнообразных выставках – международных, всеукраинских, региональных и областных, а также отчетных выставках творческих работ преподавателей и студентов учебного заведения.

О пейзажах Анатолия Калитко очень эмоционально написала Ярослава Ткачук, директор Коломыйского музея народного искусства Гуцульщины и Покуття: «Каждое произведение – это поэзия родной природы: ее пробуждение, богатство и отдых, что поражают нас каким-то особенным, свойственным только Вам виденьем природы. Пейзажи, изображенные на полотнах, всегда легкие и ясные, спокойно мечтательные, то оптимистичные, то тоскливые. Образный малярный язык художника отображает мягкую натуру, лирический нрав, непосредственность и искренность».

«В бухте», 2008