13 мая -Музей українського живопису

13 мая

Хрещений Корнеліс СХЮТ (13 травня 1597, Антверпен - 29 квітня 1655, Антверпен) - південнонідерландський художник 17 століття, представник фламандського бароко.

Художню майстерність опановував в Антверпені (його вважають учнем Абрахама Янссенса), а вже у 1618 році рахувався майстром в Гільдії Святого Луки міста. Аби удосконалити власну майстерність, відбув у Італію, де перебував у 1624 - 1627 рр., і де став одним з засновників товариства «Перелітні птахи». Перебував під впливом представників римської Величної манери («maniera grande»), що уособлювали офіційну гілку римського бароко (П'єтро да Кортона, Гверчіно, Аннібалє Каррачі, особливо Доменікіно та Гвідо Рені). Корнеліс Схют - один з тих, хто перебуваючи в Римі, не підпав під впливи могутнього обдарування Караваджо і караваджизму.

Повернувся в Антверпен. Робив портрети, декоративні композиції, вівтарні картини для католицьких церков Фландрії та міста Кельн, міфологічні картини, займався графікою. Робив також картони для майстерень фламандських килимів.

Гобелен «Сім вільних мистецтв» за картоном Корнеліса Схюта.


Родился Карло МАРАТТА (13 мая 1625, Камерано близ Анконы – 15 декабря 1713, Рим) – итальянский художник и архитектор эпохи барокко, принадлежавший к римской школе живописи.

Уже в 12 лет талантливый мальчик стал учеником римского живописца Андреа Сакки, работавшего в академической манере. К 25 годам к Маратта приходит известность: он пишет алтарные картины по заказам римских пап, а также портреты, фрески, работает как скульптор. К концу XVII века Карло Маратта – один из ведущих римских живописцев, он содержит большую мастерскую с многочисленными учениками. Маратта также был талантливым архитектором. В 1700 году художник становится президентом Римской Художественной академии Святого Луки. В 1704 году Карло Маратта был посвящен папой Климентом XI в рыцари и награжден церковным орденом. Французский король Людовик XIV был в восторге от работ Маратта и назначил его своим придворным живописцем, разрешив по-прежнему работать в Риме.

Автопортрет «Портрет папы Климента IX», 1669.
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


Родился Франциско ВИЕЙРА де МАТОС известный также, как Портуэнсе ВИЕЙРА (13 мая 1765, Порту — 2 мая 1805, Фуншал на о. Мадейра) — португальский художник, один из виднейших представителей неоклассицизма в португальской живописи.

Его отец, Франсиско Домингос Виейра, занимал должность позолотчика церковных алтарей. С 1787 по 1789 год Франсиско обучался живописи в Лиссабоне в школе изобразительных искусств Aula Régia de Desenho e Figura. С 1790 по 1796 гг. в качестве пенсионера правительства продолжал учёбу в Италии в Риме. Затем совершил поездки по ряду стран Европы, побывал, кроме Италии, в Германии, Австрии и Англии. Важной в творческой биографии Франциско Виейра стала поездка в Швейцарию, где познакомился с художницей Анжеликой Кауфман, творчество которой оказало на него большое влияние.

В 1800 году вернулся в Португалию и занял должность преподавателя класса рисования и черчения в Школе изящных искусств в Порту. С 1802 года — директор. При Франциско Виейре школа стала именоваться академией.

Заболев туберкулезом, переехал на о. Мадейра, где и умер в возрасте 39 лет. Именем художника названа одна из улиц португальской столицы.

«Дона Филиппа де Вильена», 1801


Народився барон П'єр Нарсис ГЕРЕН (13 травня 1774, Париж - 6 липня 1833, там само) - французький художник, учень Реньо.

У 1796 році отримав першу нагороду. У Салоні 1800 року його картина «Марк Секст» (який застав після повернення із заслання свою дружину на смертному одрі) справила надзвичайне враження і мала успіх, майже небувалий в історії мистецтва: поети оспівували її в одах, протягом всієї виставки щодня публіка стояла перед картиною і влаштовувала художнику овації.

У 1810 році Герен відкрив в Парижі майстерню, що незабаром стала модною. З цієї майстерні класика, який визнавав тільки античну красу, вийшли видатні французькі романтики: Жеріко, Арі Шеффер, Леон Коньє, Орсель, Анрікель-Дюпон та ін.

У 1822 році Герен став директором Французької школи в Римі. У 1829 році отримав титул барона.

«Повернення Марка Секста». 1799, Лувр, Париж.


Родился Луи-Леопольд РОБЕР (13 мая 1794, Ла-Шо-де-Фон — 20 марта 1835, Венеция) — швейцарский художник.

Л.Робер изучал художественное мастерство в Париже у гравёра Эдуарда Жирарде, тоже швейцарца, и у живописца Жака-Луи Давида. При их поддержке он в 1818 году приезжает в Рим, где увлекается жанровой живописью. Основу его картин составляли сделанные художником зарисовки из повседневной жизни простых итальянцев. Особым интересом пользовались его полотна, посвящённые жизни разбойников. С 1832 постоянно живёт в Венеции. Согласно свидетельствам его знакомых, в этот период художник страдал от приступов депрессии и меланхолии. 20 марта 1835 года он совершает самоубийство на почве несчастной любви к принцессе Шарлотте Бонапарт, бывшей ранее его ученицей. Полотна Л.Робера можно увидеть в крупнейших музеях Парижа (Лувр), Берлина (Национальная галерея), Рима и др.

«Молодой монах на прогулке встречает римскую крестьянку»


Народився Теодор АКСЕНТОВИЧ (13 травня 1859, Брашов, Румунія — 27 серпня 1938, Краків, Польща) — польський художник вірменського походження.

Художню освіту здобував у 1879-1882 в Мюнхенській академії красних мистецтв. Один рік (1882) удосконалював майстерність в Парижі в студії Дюран-Рюеля. По закінченні академії працював як художник-ілюстратор в різних виданнях. Здійснив декілька подорожей країнами Західної Європи, відвідав Рим і Лондон. Починав з картин побутового жанру, згодом перейшов до створення портретів. Уславився як портретист молодих і тендітних, привабливих жінок, більшість яких створена в техніці пастель. У творах митця з часом дедалі більше проявлялись риси доби сецесії. Створив численні картини на українську тематику: «Гуцул з люлькою», «Похорон селянина на Поділлі», «Похорон гуцула» та ін., в яких зобразив народний побут, обряди та звичаї.

Професор Краківської академії красних мистецтв. У 1897 створив художню школу для жінок. В історії польського мистецтва відомий також як один з засновників польського художнього товариства Sztuka.

Вірменський собор у Львові, мозаїки роботи Т.Аксентовича

1906 року вірменський архієпископ Йосип Теодорович запросив двох митців з Академії - Теодора Аксентовича та Йосипа Мехоффера - взяти участь в реконструкції і декоруванні Вірменської церкви у Львові. Релігійна громада підтримала пропозиції щодо створення нового декору при відновленні храму. Теодору Аксентовичу належить проект нового вівтаря з мармуру та мозаїки в абсиді. Згодом храм прикрасив фресками художник Ян Генрік Розен в стилістиці пізньої сецесії.

Автопортрет, 1907 «Старий лірник з дівчинкою», 1900, Львівська національна галерея мистецтв


13 мая 1860 года был утвержден устав Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Общество было основано группой московской интеллигенции с целью «содействовать распространению и процветанию художеств… обеспечить талантливых и трудолюбивых художников после их выхода из художественно-учебных заведений; сблизить любителей с художниками и положить основание Московской Публичной художественной галереи».

В 1861 МОЛХ насчитывало 109 членов, среди которых были и известные живописцы. В 1870 году при Обществе открылись рисовальные классы, где преподавали Перов и Прянишников. Главным направлением деятельности организации стало устройство постоянной выставки, экспозиция которой обновлялась несколько раз в год. До открытия Третьяковской галереи выставка МОЛХ фактически заменяла отсутствующий в Москве публичный художественный музей. Здесь московские зрители смогли увидеть «Явление Христа народу» А. А. Иванова, «Тайную вечерю» Н. Н. Ге, «Княжну Тараканову» К. Д. Флавицкого…

МОЛХ проводило также художественные конкурсы, создало Фонд для вспомоществования бедным и престарелым художникам и их семьям, а также присуждало премии и назначало стипендии начинающим живописцам. МОЛХ было распущено в 1918 г.

Н. Н. Ге «Тайная вечеря», 1863 К. Д. Флавицкий «Княжна Тараканова», 1864


Родился Жорж БРАК (13 мая 1882, Аржантей – 31 августа 1963, Париж) – французский живописец, один из основателей кубизма, график, сценограф, скульптор и декоратор.

Юный Жорж, идя по стопам отца и деда, выучился в Гавре на маляра и декоратора. Одновременно юноша серьезно занимался живописью в Школе изящных искусств, а затем в Академии Гумберта в Париже. Брака увлекает фовизм, и в 1907 году он выставляет в Салоне Независимых несколько своих работ в этом стиле. В том же году сильное влияние на художника оказали работы Сезанна, впервые показанные в большом количестве в Осеннем салоне, а также последующее знакомство с Пикассо. Брак резко меняет свою художественную манеру и становится убежденным кубистом, разрабатывает теоретическую базу этого течения живописи. В его картинах преобладают геометрические формы, палитра становится более спокойной, на смену динамике приходит статика. Художник отказывается от традиционной перспективы, показывая объект одновременно с разных точек зрения.

Первая мировая война, фронт и тяжелое ранение надолго отрывают Брака от палитры. Вернувшись в 1917 году к живописи, он продолжает вместе с Пикассо развивать концепцию аналитического кубизма. Но их горячая дружба спустя десятилетия превратилась в острое соперничество. Увидев на выставке керамику Пикассо, Брак снисходительно замечает: «Неплохой обжиг». Пабло, посетив экспозицию работ бывшего друга, отвечает в том же стиле: «Неплохая развеска картин»…

В межвоенные десятилетия Брак много работает в жанре натюрморта, его картины становятся более декоративными и стилизированными. После Второй мировой войны, которую художник перенес очень тяжело, Брак достигает вершин своего творчества, создав цикл из восьми больших полотен «Мастерские» (1949–1956). Постоянным мотивом его работ становится летящая птица. В эти годы Брак также занимался церковными витражами, оформил потолок в этрусском зале Лувра, создавал гравюры и даже эскизы ювелирных украшений. Художник считал, что в живописи им сказано всё или почти всё…

«Гавань в Нормандии», 1909


13 травня 1960 року відбулася церемонія відкриття Музею Леже біля містечка Бьйот в Приморських Альпах - найбільше в світі зібрання робіт видатного французького живописця і скульптора Фернана Леже.

Музей був створений з ініціативи вдови художника Наді (Надії Петрівни) Ходасевич-Леже. Почесними головами на відкритті були видатні художники Жорж Брак, Пабло Пікассо і Марк Шагал. Одночасно Надя облаштувала Музей-ферму Леже в селі Лізор, в Нормандії, на батьківщині художника.

У 1967 році Надя Леже і її чоловік Жорж Бокьє передали музей з колекцією робіт Ф. Леже, а також ділянку землі, на якому він був побудований, в дар Франції. Через 10 років після заснування, Музей Леже отримав статус Національного музею Фернана Леже.

У Музеї представлені 348 творів Фернана Леже: живопис, малюнки, мозаїки, вироби з бронзи, кераміка і гобелени, а також роботи самої дарувальниці, Наді Леже; серед них - мозаїчні портрети Чайковського, Толстого, Маяковського, Гагаріна.

Фернан Леже. «Портрет Наді Леже», 1949 Національний музей Фернана Леже