13 января -Музей українського живопису

13 января

Умер Ян БРЕЙГЕЛЬ Старший (Бархатный) (1568, Брюссель — 13 января 1625, Антверпен) — известный южнонидерландский (фламандский) художник, сын Питера Брейгеля Старшего. Отец известного художника Яна Брейгеля Младшего.

Точная дата рождения неизвестна. Он был вторым сыном знаменитого П.Брейгеля, явившимся на свет незадолго до смерти отца. Воспитывался бабушкой, художницей-миниатюристкой М.Верхюльст. Учился живописи в Антверпене. В 1590-1596 годах работал в Неаполе, Риме и Милане. Был деканом антверпенской гильдии художников и придворным художником эрцгерцогов Альбрехта и Изабеллы, испанских наместников Фландрии. По возвращению во Фландрию в 1597 году как сын мастера он был принят в антверпенскую гильдию художников.

«Пейзаж рая и погрузка животных в Ноев ковчег», 1596

Творческое наследие Брейгеля представлено великолепными пейзажами с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, иногда на библейские сюжеты. Также художник знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков, которые он всегда писал с натуры, и картинами на мифологические темы и аллегориями (например, «Четыре элемента и пять чувств», 1617—1618, написанная вместе с Рубенсом, с которым его связывала тесная дружба). Ян Брейгель Бархатный умер 13 января 1625 года от холеры, жертвой этой болезни вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).

Семья Яна Брейгеля, портрет работы Рубенса «Букет», 1603. Старая пинакотека, Мюнхен


Родился Ян ван ГОЙЕН (13 января 1596, Лейден — 27 апреля 1656, Гаага) — выдающийся нидерландский художник-пейзажист XVII века.

Родился в семье сапожника. Первые уроки живописи получил в 10 лет. Продолжил образование в Хорне у мастера пейзажа Виллема Герритса. После поездки во Францию Гойен в течение года обучался у Эсайаса ван де Вельде. В 1618 г. Гойен женился в Лейдене на Аннетье ван Ралст и открыл собственную мастерскую. Помимо живописи и продажи собственных работ Гойен занимался оценкой произведений искусства и торговал ими, а также недвижимостью, земельными участками и участвовал в ажиотажной торговле тюльпанами, однако выдающихся материальных успехов не достиг. В 1632 г. Гойен вместе с семьёй переехал в Гаагу, где прожил до конца жизни, продолжая свои безуспешные попытки преуспеть на ниве предпринимательства.

Вместе с Саломоном ван Рёйсдалом и Питером де Молином является представителем так называемого тонального пейзажа, появившегося в конце двадцатых годов XVII в. Композиции картин Гойена, отличающиеся уверенными напряжёнными диагоналями перспективы к линии горизонта, экономность в цвете — практически монохромная палитра, отличающая поздние произведения художника, и просвечивающий грунт придают им невероятную глубину и неповторимое очарование.

«Вид на Эммерих», 1645. Музей искусств, Кливленд


Родился Адрианус ЭВЕРСЕН (13 января 1818, Амстердам — 01 декабря 1897, Дельфт) — известный голландский художник.

Учился у своего современника Корнелиса Спрингера, который был признанным мастером городских ландшафтов этого периода, и конкурировал с ним на протяжении всей своей жизни. Эверсен жил и работал в Амстердаме между 1840 и 1885 гг. Художник был высоко оценен при жизни и продал много картин в Бельгии и Великобритании, а также в Голландии. Его работы являются подробными топографическими изображениями, которые интересны как с художественной, так и с исторической точки зрения.

«Люди на улицах голландского городка»


Родилась Лидия КЭБОТ ПЕРРИ (более известная как Лила Кэбот Перри) (13 января 1848, Бостон — 28 февраля 1933, Хэнкок, Нью-Гэмпшир) — американская художница-импрессионист.

Родилась в семье известного бостонского хирурга доктора Кэбота. В семье девочку называли Лила. Кэбот получила блестящее классическое образование, изучала литературу, языки и музыку. В 1874 году Кэбот вышла замуж за профессора английской литературы из Гарварда Томаса Перри и родила в этом браке троих дочерей.

«Вид на Фудзи от канала Ивабучи»

Заниматься живописью Л. К. Перри начала уже после замужества и рождения детей. Некоторое время провела в Японии и во Франции, где много рисовала. После знакомства с Клодом Моне, состоявшимся в 1894 году, художница резко меняет свой стиль и технику изображения.

«Автопортрет» (около 1884) «Леди в вечернем платье», 1911


Родился Эдмон Франсуа АМАН-ЖАН (13 января 1858. Шеври-Коссиньи, Сена и Марна — 23 января 1936, Париж) — французский художник-символист эпохи Fin de siècle (фр. «конец века»), работавший также в стиле «арт-нуво».

Учился в парижской Школе изящных искусств, в классе Анри Леманна, где завязал дружеские отношения с Сёра. После получения диплома в 1885 художник получил академическую стипендию и поехал в Рим. Аман-Жан вначале создаёт свои полотна на историческую и аллегорическую тематику (например, «Жанна д’Арк»). Впоследствии был известен главным образом своими декоративными, полными фантазии, картинами («Венеция»). Знамениты также его женские портреты, отличающиеся сентиментальной утончённостью черт и меланхолично затемнённым вторым планом. В 1925 году основывает, совместно с Роденом, Салон Тюильри. Он также являлся членом общества художников «Наби» (Nabis).

«Автопортрет» «Дама в розовом»


Народився Володимир Давидович БАРАНОВ-РОССІНЕ (13 січня 1888 Таврійська губернія - 1944 (?), Освенцим) - майстер українського авангарду, живописець і скульптор.

Справжнє ім'я — Шулим Вольф Лейб Баранов. Народився і виріс на півдні України, навчався у Одеському художньому училищі та в Петербурзькій Академії мистецтв. Учасник першої виставки авангардистів в Україні «Ланка» (Київ, 1908). 1910 року поїхав до Парижа. В 1912 році разом з Марком Шагалом, Осипом Цадкіним, Олександром Архипенком, Хаймом Сутіном стає мешканцем знаменитого паризького будинку «Вулик», бере участь у паризьких салонах під псевдонімом Даніель Россіне. Після Лютневої революції повернувся в Росію й брав участь в авангардному русі. У 1918 році організував майстерню в будинку колишньої АХ в Петрограді.

Писав в різних стилях, змішуючи кубізм, футуризм і абстракціонізм. 1925 року емігрував до Франції. Багато років прожив у Парижі. Під час фашистської окупації міста був заарештований гестапо і загинув у концтаборі.

Художник Юрій Анненков писав про Баранова-Россіне: «Протягом багатьох років, або - вірніше - протягом усього свого творчого життя, він незмінно опинявся (хронологічно) в перших рядах найрізноманітніших авангардних течій, будь то кубізм або сюрреалізм, футуризм, експресіонізм і так далі до абстракції. Він був супутником і соратником у дуже важких боях, що схвилювали художній світ».

«Автопортрет», 1905 «Адам і Єва», 1912


Народився Лев Юрійович КРАМАРЕНКО (13 січня 1888, м. Умань, тепер Черкаської області — 5 березня 1942, Самарканд) — український живописець і педагог. Одна з центральних постатей художнього життя України 1920-1930-х років.

Навчався у 1906—1908 роках у Петербурзькій академії мистецтв у Дмитра Кардовського, 1911 року — у паризькій Академії Рансона (викладачі П. Боннар, М. Дені). Вивчав мистецтво в Італії, Туреччині, Греції. Учасник художніх виставок від 1913.

Від 1918 – в Україні. Директор Глинської керамічної школи на Полтавщині, керівник Керамічного технікуму в Межигір'ї (під Києвом). Був членом Об'єднання сучасних митців України (від 1927 року) з орієнтацією на авангардне мистецтво. Автор фресок та розписів у Києві, Москві, Маріуполі. У живопису розвивав художні принципи, близькі до творчості П. Кончаловського, О. Осмьоркіна, І. Машкова. Писав олійні пейзажі, портрети, натюрморти. Малював пейзажі Донбасу, Криму, Середньої Азії.

Від 1923 – у Київському художньому інституті: ректор, керівник майстерні монументального живопису; 1931–32 – керівник майстерні монументального живопису Харківського художнього інституту. Відтоді – у Москві. 1935–41 – професор Інституту підвищен¬ня кваліфікації художників.

«Бузковий ставок», 1941


Родился Хаим СУТИН (13 января 1893, Минская губерния — 9 августа 1943, Париж) — французский художник «Парижской школы», родом из Беларуси.

Сын бедного портного, Хаим в 14 лет бежал из дома, чтобы обучаться живописи – сначала в Минске, затем – в Вильно. В 1913 Сутин приезжает в Париж, где продолжает свое образование, живя в полной нищете. Его объединяет крепкая дружба с гениальным Амедео Модильяни, а также с Марком Шагалом, Фернаном Леже, Осипом Цадкиным, Александром Архипенко и другими молодыми и пока непризнанными художниками и скульпторами. В 1927 году прошла первая персональная выставка Сутина. Хаим Сутин создал свой неповторимый стиль, который можно назвать связующим звеном между классическими традициями и развитием абстрактного экспрессионизма. Сегодня его картины украшают залы ведущих музеев мира.

«Пейзаж в Канье»


Народився Валентин Данилович БЕРНАДСЬКИЙ (13 січня 1917, с. Озеряни Бобровицького району, Чернігівська обл. - 21 вересня 2011, Сімферополь) - живописець, майстер тематичної картини, портрета, пейзажу, натюрморту.

Один із засновників кримської школи живопису. Народний художник України і Росії, заслужений діяч мистецтв і лауреат Державної премії АР Крим, почесний член Академії мистецтв РФ.

Навчався в Ленінграді в Академії мистецтв у О. Ейснера і Б.Йогансона. За блискучі успіхи вже після першого курсу був відзначений Сталінською стипендією. Після закінчення АМ з групою кращих учнів (Ф. Захаровим, М. Бортником, В. Апановичем та ін.) був спрямований міністерством культури СРСР до Криму. Разом вони викладали в Кримському ХУ ім. М. Самокиша і виховали ряд талановитих українських художників.

Валентин Бернадський жив і працював у Сімферополі. З 1970 по 1980 рр. - голова правління Кримської організації Спілки художників СРСР. Персональні виставки В.Бернадського проходили в Парижі (виставковий зал Друо), Лондоні, Гаазі, Києві, Севастополі, Сімферополі.

«Автопортрет» «Півонії». 1966


Народився В’ячеслав Опанасович ПРИХОДЬКО (13 січня 1940, Золотоноша Черкаської обл. – 12 січня 2011) – закарпатський живописець, народний художник України (2004).

В 1955–1959 роках здобував художню освіту у Ужгородському училищі прикладного мистецтва, згодом продовжив навчання у Львівському державному інституті прикладного та декоративного мистецтва (1959-1965), викладачами з фаху були В. А. Монастир¬сь¬ки¬й, І. В. Севера, І. М. Скобало, М. І. Смирнов. Член Національної спілки художників України з 1973 року. З 1990 року - заслужений художник України, з 2004 року - народний художник України, 1997 рік - лауреат премії ім. И. Бокшая та А. Ерделі в жанрі образотворчого мистецтва. Персональні виставки: 1981, 1984 pp. - м. Ужгород, 1990, 1992 pp. - м. Мюнхен (Німеччина), 1994 р. - м. Требішов (Словаччина), 1995 р. - м. Будапешт (Угорщина), 2000 р. -м. Ужгород.

Пейзажист, автор жанрових картин і натюрмортів. Останні роки викладав живопис у Закарпатському художньому інституті. Жив і працював в Ужгороді.

«Вечірні тіні. Спогади про старий Ужгород», 2009