12 мая -Музей українського живопису

12 мая

Родился Иоахим фон ЗАНДРАРТ Старший (12 мая 1606, Франкфурт-на-Майне — 14 октября 1688, Нюрнберг) — немецкий художник, график и историк искусства, переводчик.

Родился в дворянской семье. Живописи и графике стал обучаться с 9-летнего возраста: сперва в Нюрнберге, а затем в Праге (1620—1621, у Эгидия Саделера). В 1625—1629 изучал живопись в Утрехте у Геррита ван Хонтхорста. В последующие 6 лет вместе со своим учителем путешествовал по Англии и Италии. Писал многочисленные портреты, а также полотна на библейские темы для интерьеров римских церквей.

В 1637—1645 жил и работал в Амстердаме, где был признанным знатоком искусств, торговцем предметами роскоши и художником. В Амстердаме написал для баварского герцога Максимилиана I такие полотна, как серию «Двенадцать месяцев» и аллегорию «День и ночь». После смерти своего тестя в 1645 унаследовал замок Штокау близ Ингольштадта и переселился в него из Нидерландов. Работал для многих королевских домов Европы.

«Отряд стрельцов», 1638/1640


Родился Йозеф МАНЕС (12 мая 1820, Прага, — 9 декабря 1871, Прага) — чешский художник, представитель романтического течения в живописи.

Йозеф родился в известной семье художников. Живописцами были отец Йозефа, Антонин Манес, его брат Гвидо Манес и сестра Амалия Манесова; дядя художника, Венцель Манес, был директором пражской Художественной академии. Первые уроки живописи Йозеф брал у своего отца. С 1835 по 1844 года он учится в пражской Художественной академии. Затем уезжает на два года для продолжения своего образования в Мюнхен. После возвращения из Германии Й. Манес около 20 лет живёт в имении графа Фридриха Сильфа-Тарука в Чехах под Косыржем. Отсюда художник совершает поездки по Моравии, Словакии и Польше.

Й. Манес считается одним из крупнейших чешских национальных художников XIX века. К его многочисленным полотнам относятся пейзажи, портреты, исторические картины, жанровые сцены, изображения цветов и растений. В 1887 году именем Й. Манеса был назван Союз чешских художников (Spolek výtvarných umělců Mánes). Его именем назван также один из центральных пражских мостов (Mánesův most), в начале которого установлен памятник художнику. По мотивам работ художника выпущены многочисленные почтовые марки Чехословакии.

«Автопортрет (карикатура)» «Утро», 1857. Народная галерея в Праге


Родился Данте Габриэль РОССЕТТИ (12 мая 1828, Лондон — 9 апреля 1882, Барчингтон) — английский художник и поэт, основатель «Братства прерафаэлитов».

Родился в Лондоне в семье профессора итальянского языка – бывшего карбонария, бежавшего из Италии. Художественное образование Россетти было отрывочным. Знакомство с Уильямом Холменом Хантом, а затем и с Джоном Эвереттом Милле, положило основание созданию тайного общества живописцев, оппозиционного современному искусству и Королевской академии. Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры. Молодые художники хотели возвращения к искренности и простоте раннего итальянского искусства, то есть искусства до Рафаэля. К Братству со временем примкнуло еще несколько художников. Отличительными приметами творчества прерафаэлитов становятся эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения. Россетти, по словам одного из членов Братства прерафаэлитов, «был планетой, вокруг которой мы вращались. Мы копировали даже его манеру разговора».

«Юность девы Марии», 1849

Россетти посвятил множество картин женщинам, с которыми он жил. Он неоднократно изображал свою первую жену, безвременно ушедшую от передозировки опиума поэтессу Элизабет Сиддал (знаменитое полотно «Беатриче благословенная»). Новой музой и любовницей художника стала Джейн, жена его друга Уильяма Морриса. Художник был просто одержим ею (картины «Дневная греза», «Прозерпина»). Известны также другие модели Россетти — Фанни Корнфорт, отношения с которой длились на протяжении многих лет, Алекса Уайлдинг.

Со временем образ жизни художника становится замкнутым, в июне 1872 года Россетти предпринял попытку самоубийства. Его преследуют галлюцинации и приступы паралича. Через два месяца после смерти художника состоялась его посмертная выставка, которая имела огромный успех.

«Автопортрет», 1847 «Beata Beatrix» («Беатриче Благословенная»), 1864-1870.
Галерея Тейт, Лондон


Народився Ілля Анатолійович ПАВІЛЬ (12 травня 1873, Одеса - 1948 Рабат, Марокко) - французький художник родом з Одеси.

Народився в бідній єврейській родині. Закінчив Одеську школу рисування. Брав участь в 2-й і 3-й Весняних виставках в Одесі (1897, 1899), IX і XIII виставках ТПРХ (1898, 1902).

У 1892 переїхав до Парижа, оселився на Монмартрі. Продовжив навчання живопису в Академії Жуліана у Адольфа Бугро, а також в майстерні Едуарда Детайля. Писав імпресіоністичні пейзажі, ню, сцени вуличного життя Монмартра. Виставлявся в салоні Товариства французьких художників, Осінньому салоні і Салоні Незалежних. Провів у Франції кілька персональних виставок. Отримав срібні медалі Осіннього салону (1930 і 1931). Прийняв французьке громадянство, був удостоєний ордена Почесного легіону. З кінця 1930-х жив у доньки в місті Марракеш (Марокко). Син Павіля - Юлій - також став художником.

Роботи Іллі Павіля представлені в Парижі в Національному музеї сучасного мистецтва і музеї Орсе, а також в музеях Нью-Йорка, Лондона та ін.

«В кафе», 1930


Родился Джеймс Эдуард Херви МАКДОНАЛЬД (12 мая 1873, Дарэм, Великобритания — 26 ноября 1932, Торонто) — крупнейший канадский художник, член Группы Семи, один из основателей национальной канадской живописи.

Учился живописи в Торонто. С 1911 начал выставлять свои работы. Побывав в 1913 на выставке скандинавских импрессионистов, решил перенять их манеру для изображения северных пейзажей. Вокруг Макдональда начала складываться группа художников, поставивших своей задачей создание национального канадского пейзажа, много работавших на пленэре. Позднее они стали называть себя "Группой Семи".

Макдональд много путешествовал, особенно любил работать в Скалистых горах. И большинство его поздних картин составляют горные пейзажи. С 1928 года до своей смерти Макдональд был директором Колледжа искусств Онтарио.

Работы художника находятся в Национальной галерее Канады, галерее канадского искусства МакМайкл, художественной галерее Новой Шотландии, других музеях и во многих частных коллекциях.

The Solemn Land, 1921


Родился Александр Васильевич ШЕВЧЕНКО (12 мая 1883, Харьков — 28 августа 1948, Москва) — российский живописец и график родом из Украины, теоретик искусства, авангардист.

С 1898 по 1907 год учился в художественно-промышленном училище им. Строганова.В 1905 году прервал занятия в училище и поехал в Париж, где по 1906 год работал в мастерской Э. Каррьера, а после смерти Каррьера, у Этьена Дине и Жана-Поля Лорана в академии Жюльена. Перед возвращением из Парижа в Россию, совершил путешествие по Англии, Испании, Египту и Турции.

С 1908 по 1909 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были А. Е. Архипов и К. А. Коровин. В 1910-е годы А. В. Шевченко участвовал в выставках объединений «Мир искусства», «Союз молодёжи» и «Ослиный Хвост»; был близок к последней группе художников.

В 1914 году был призван в действующую армию. В 1916 ранен. Демобилизован в 1917 году.Заведовал литературно-художественным подотделом Коллегии по делам искусств Наркомпроса (1918—1921), входил в состав Живскульптарха (1919—1920). Преподавал в Государственных свободных художественных мастерских — ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе (1918—1929). Входил в общества «Маковец» и «Общество московских художников».

В конце 1920-х — начале 1930-х годов бывал в Казахстане, Азербайджане и Грузии, создав ряд произведений на восточные темы. С 1941 года руководил кафедрой живописи в Московском текстильном институте.

«Гладильщица», 1920


Родился Йозеф БОЙС (12 мая 1921, Крефельд, Германия — 23 января 1986, Дюссельдорф, Германия) — немецкий художник, один из главных теоретиков постмодернизма.

С детства проявил талант к рисованию, музыке. В годы Второй мировой войны служил в авиации, в т.ч.в Крыму. С 1947 по 1951 год учился в Академии художеств в Дюссельдорфе, где главным его наставником был скульптор Эвальд Матаре. В 1961 получил звание профессора, отстаивал студенческие свободы. На волне левой оппозиции он опубликовал манифест о «социальной скульптуре» (1978), выразив в нем анархо-утопический принцип «прямой демократии», призванной заменить существующие бюрократические механизмы суммой свободных творческих волеизъявлений отдельных граждан и коллективов.

В первой половине 1960-х годов стал одним из основоположников «флюксуса», специфической разновидности искусства перформанса, наиболее распространенной именно в Германии. Использовал для арт-объектов шокирующе непривычные материалы типа топлёного сала, фетра, войлока и мёда. После смерти мастера каждый музей современного искусства стремился установить один из его арт-объектов на самом видном месте в виде почётного мемориала.

Известные перформансы Бойса: «Сибирская симфония, часть 1» (1962), «Евразия» (1966), «Как объяснять картины мёртвому зайцу» (1965), «Гомогенная инфильтрация для рояля» (1966), «Койот: я люблю Америку и Америка любит меня» (1974), «Медогонка на рабочем месте» (1977), «7000 дубов» (1982)…

Портрет Йозефа Бойса работы Энди Уорхолла «Дочь короля видит Исландию»


Родился Фрэнк СТЕЛЛА (12 мая 1936, Молден, Массачусетс) — американский художник, мастер постживописной абстракции.

Изучал живопись в академии Филлипс в Андовере (1950—1954) и историю в Принстонском университете (1954—1958). По окончании учёбы жил преимущественно в Нью-Йорке. Самобытный стиль Стеллы начал складываться к концу 1950-х годов в цикле «черных картин», поверхности которых заполнены черными полосами, отделенными друг от друга узкими белыми промежутками. Именно в данный период, варьируя компоновку этих полос, мастер сосредоточился на проблемах чистой, как бы абсолютно безличной визуальности. Вскоре (с 1960) последовали серии «алюминиевых» и «медных» картин — с полосами, написанными красками соответствующих металлических оттенков. При этом мастер перешел от традиционных прямоугольных форматов к «фигурным холстам» в форме букв L, T или U. В 1971 обратился и к исторической теме (цикл Польские деревни, навеянный памятью о Холокосте), решая её с помощью фактурно-конструктивных беспредметных рельефов, напоминающих крыши деревянных синагог.

В его сериях (лабиринтообразные Концентрические квадраты — с 1983, и др.) со временем возросла роль яркой полихромии. В середине 1970-х годов начал создавать особо крупные, прихотливо-криволинейные картины, расчерчивая их с помощью судостроительных лекал (цикл Экзотические птицы, с 1976); позднее придавал подобным композициям рельефность, вводя в них обрезки стальных труб и проволочной сетки. Отдал дань уважения конструктивизму, исполнив в 1982—1984 немало плоскостных (литографских) и рельефных вариаций по мотивам графики Эль Лисицкого.

"Sacramento Proposal #3" (1978)


Народився Іван Степанович МАРЧУК (12 травня 1936, с. Москаліївка, Лановецький район, Тернопільська область) — український живописець, народний художник України, лауреат Національної премії України ім. Т. Г. Шевченка. Почесний громадянин Тернополя. 2007 року потрапив до рейтингу 100 найвизначніших геніїв сучасності, який уклала британська газета The Daily Telegraph.

Народився в родині відомого на всю округу ткача. Після закінчення 7-річної школи вступив до Львівського училища прикладного мистецтва ім. І.Труша на відділ декоративного розпису, де навчався протягом 1951–1956 років. Після служби в армії продовжував навчання на відділі кераміки Львівського інституту прикладного мистецтва, який закінчив 1965 року. У 1968–1984 працював на Київському комбінаті монументально-декоративного мистецтва. З 1984 року — на творчій роботі. У 1989–2001 мешкав у Австралії, Канаді й США. Тепер живе та працює в Києві.

Доробок митця налічує більш ніж 4 000 творів і понад 100 персональних виставок. До 1988 року Спілка художників офіційно не визнавала творчість Івана Марчука, хоча він мав понад 15 експозицій у різних містах колишнього СРСР (перші виставки 1979 і 1980 років у Москві). І лише 1988 року його прийняли у члени Спілки художників України.


Іван Марчук є засновником нових стилів у мистецтві, зокрема «пльонтанізму» (таку назву митець жартома дав своєму стилю — від слів «плести», «пльонтати»: картини ніби створені з клубочків чудернацьких ниток). Сьогодні його картини вражають мистецтвознавців Європи, Америки, Австралії, йому пропонують виставлятися в найкращих залах світу, і це все на противагу минулому гонінню та переслідуванню в Україні.

Митець ділить свою творчість на 10 періодів: «Голос моєї душі», «Цвітіння», «Пейзажі», «Портрет», «Кольорові прелюдії», «Нові експресії», «Біла планета 1», «Біла планета 2», «Виходять мрії з берегів», «Погляд у безмежність». Твори кожного періоду відрізняються за стилем та малярською манерою. Замість звичайного мазка він винайшов спосіб нанесення на полотно найтонших цівок кольору, що створює дивовижне мереживо, завдяки якому досягає неймовірного світіння й відтінків кольору.



Народився Микола Федорович ЧУЛКО (12 травня 1947, Немирів Вінницької обл. - 31 грудня 2014, Вінниця) - вінницький художник. Заслужений художник України (2007).

Навчався живопису в творчих майстернях заслужених художників України А.В. Сороки і О.Є. Сидорова. Від 1992 був членом Вінницької організації СХУ. Працював в галузі станкового живопису, переважно в жанрі пейзажу і натюрморту. Був беззмінним керівником і організатором групи Немирівський пленер. Учасник обласних, республіканських, всесоюзних, міжнародних виставок з 1986 року. Здійснив творчі поїздки вздовж Південного Бугу та по Карпатах, Миколаївщині, Чернігівщині, у Китай. Автор понад 10 персональних виставок.

«Троянди», 2009


Народився Євген Олександрович ЛЕЩЕНКО (12 травня 1952, м. Кривий Ріг на Дніпропетровщині) – заслужений художник України (2008), переможець міжнародного бієнале 1998 р.

Закінчив Національну академію образотворчого мистецтва та архітектури у 1973 (педагоги з фаху – П.Басанець, В,Чеканюк). Член Національної спілки художників України з 1992 року. Основні твори: “Колообіг води” (1977), “Чотири пори року” (1978), “Автопортрет” (1988), “Світ кота” (1990), “Родючість” (1991). Картини Лещенка успішно експонувалися в Лондоні, Парижі, Нью-Йорку, Чикаго, Вашингтоні, Торонто, Бонні. Твори зберігаються в приватних колекціях Росії, Франції, Великобританії, США, Канади, Японії, Чехії, Німеччини, Голландії та Швеції.

Працює в галузі живопису, графіки. За власним визначенням, він є засновником напрямку «Paradise art», тобто «райське мистецтво». Живе і працює в Кривому Розі.

«На світло». 2000