11 декабря -Музей українського живопису

11 декабря

Умер Йодокус (Йос ван) ВИНГЕ (1542-1544, Брюссель – 11 (или 18) декабря 1603, Франкфурт-на-Майне) – нидерландский художник.

Художник эпохи маньеризма, Винге учился, вероятно в кругу Спрангера, а затем в Риме, где провел четыре года, он был знаком и с венецианским искусством. По возвращении в Брюссель Винге стал придворным художником Александра Фарнезе, а в 1584 он переехал во Франкфурт. Сохранились лишь немногие работы Винге, но до нас дошли его рисунки. Так, в «Ночном празднике» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств) художник отходит от эстетики венецианского маскарада и школы Фонтенбло. По многим рисункам Винге были исполнены гравюры, созданные его сыном Иеремией, который в своих собственных рисунках подражал манере своего отца.

«Предательство Далилы и порабощение Самсона». 1580. Дюссельдорф. Художественный музей


Крещён Питер КОДДЕ (крещён 11 декабря 1599, Амстердам — похоронен 12 октября 1678, Амстердам) — голландский художник. Жанрист, близкий к кругу Ф. Халса.

Начинал в мастерской художника Барента ван Сомерена (1572—1632), который кроме создания картин торговал произведениями искусства, был владельцем корчмы и актёром (членом камеры риторов). В 1623 году Питер Кодде женился на 18-летней Маритье Арентс Шилт. В акте, составленном о браке, он впервые упомянут как художник. Материальное положение художника было неплохим, и он взял в аренду дом в центральном районе Амстердама, где жило большинство популярных художников, и где жил сам Рембрандт с 1631 до 1635 года. Лада в семье не было. Когда художника обвинили в измене с горничной, хотя доказательств не было найдено, Питер Кодде даже провёл одну ночь в заключении. Супруги развелись в 1636 году, и жена переехала к Питеру Поттеру, соседу и художнику. Из акта инвентаризации известно, что на 1636 год художник был владельцем собрания картин разных художников.

Расцвет творчества Кодде приходится на 1630-е-1640-е. Изображал интерьерные сцены с группами галантных дам и кавалеров, с отды¬хающими офицерами и солдатами. Для интерьеров Кодде ха¬рактерно почти полное отсутствие реквизита. В то же время он стремится достичь единства человека и среды, используя для этой цели — первым среди жанристов — тональный колорит. Обращался также к мифологическим и библейским сюжетам, писал портреты.

«Автопортрет» (?) «Элегантная компания музицирует»


11 грудня 1871 року в Петербурзькій Академії мистецтв відкрилася перша виставка передвижників – живописців і скульпторів реалістичного, демократичного спрямування, які входили до новоствореного творчого об'єднання «Товариство пересувних художніх виставок».

На виставці були показані роботи 16-ти художників. Були представлені портрети пензля Івана Крамського, історичне полотно Миколи Ге «Петро I допитує царевича Олексія», пейзажі Івана Шишкіна, жанрова сценка Василя Перова «Мисливці на привалі» та інші. Головним «хітом» заходу став написаний незадовго до відкриття експозиції пейзаж Олексія Саврасова «Граки прилетіли».

У квітні-листопаді 1872-го експозиція зробила турне Москва - Київ - Харків. Всього було показано 82 твори 20-ти художників. Виставка мала комерційний успіх: від продажу картин було виручено до 23 тисяч рублів, чистий прибуток «Товариства» склав близько 4 тисяч рублів. Надалі виставки передвижників проводилися в багатьох містах Росії, а остання, 48-а, відбулася в Москві у 1923 році.

З експозиції виставки: О. Саврасов. «Граки прилетіли», 1871 В.Перов. «Мисливці на привалі», 1871


Родился Эжен ГАЛЬЕ-ЛАЛУ (11 декабря 1854, Париж - 18 апреля 1941, Шеранс) - французский художник - импрессионист.

В 22 года он впервые выставил в Музее Реймса свою картину “Цветы под снегом”, а в 1877 году две его картины были выставлены в “Salon des Artistes Français”. Художник Эжен Галье-Лалу был автором картин, на которых были изображены в основном осенние или зимние виды улиц Парижа, его достопримечательности. Его картины начала 1900-х годов точно отображают время и место, в котором он жил. Это было время счастливого и шумного Парижа, Прекрасной эпохи (la Belle Époque) с конными экипажами, трамваями и первыми городскими автобусами. Творчество Эжен Галье-Лалу ценится не только за его вклад в искусство 20-го века, но и за почти документальное воспроизведение истории города Парижа.

«Париж: Театр Порт-Сен-Дени»


Родился Марк ТОБИ (11 декабря 1890, Центервиль, США — 24 апреля 1976, Базель, Швейцария) — американский художник, представлявший северо-западную школу абстрактного экспрессионизма.

Образование получил в чикагском Институте искусств. Большое влияние на его художественный манеру оказало искусство восточной Азии, которое Тоби изучал во время поездки в Японию и Китай в 1934 году. Здесь почувствовал он, по его собственным словам, «каллиграфический импульс»: острые, тонкие как иглы линии рисунка проносятся через полотно и создают впечатление пространства, центр которого невозможно с точностью определить. Названия картин связаны с личными мотивами автора — «Переплетённые» (1959), «Тихоокеанское течение» (1959/1962), «Пространства Луча» (1960), «Над Землёй» (Институт Искусств, Чикаго).

Марк Тоби прославился благодаря созданию уникального стиля «белой записи». Все довольно просто и сложно одновременно. Стиль представляет собой нанесение на абстрактный фон, состоящий из тысяч мазков, белых или окрашенных в «уютные» светлые тона каллиграфических символов. Широкое международное признание Марк Тоби обрёл на закате жизни.

Автопортрет


Родился Феликс НУССБАУМ (11 декабря 1904, Оснабрюк — 2 августа 1944, Освенцим) — немецкий художник, представитель художественного стиля Новая предметность.

Родился в семье торговца среднего достатка еврейского происхождения. Учился в Государственной школе прикладного искусства в Гамбурге, в классе Фрица Бенке. Продолжил образование в Берлине в Объединённой школе свободных искусств у Цезаря Кляйна и Пауля Планте. 1932 — государственная стипендия и Большая государственная премия Прусской Академии искусств, за счёт которой художник едет в Рим, студент — гость на Вилла Массимо. В том же году погибло большое количество работ художника при пожаре в его берлинском ателье.

1934 год — бегство от нацистов в Бельгию. Осенью 1942 Ниуссбаум был вынужден бросить своё ателье в Брюсселе и скрываться от нацистских властей. 20 июля 1944 года Феликс и его жена были арестованы: их нашли на чердаке во время облавы немецкие солдаты. Их сначала отправили в лагерь Мехелен, а 2 августа под номерами XXVI/284 и XXVI/285 доставили в Освенцим. Через неделю Феликс и Фелка были убиты в газовой камере. Художнику было всего 39 лет.

«Автопортрет с еврейской идентификационной карточкой», 1943 «Триумф смерти», 1944 – последняя картина Феликса Нуссбаума


Народився Юрій Іванович ПАЦАН (11 грудня 1963, с Пархомівка Володарського району Київської обл.) – живописець, заслужений художник України.

Працював токарем (за фахом технік-технолог, організатор виробництва). У 1999 році потрапив в автомобільну катастрофу, отримав спинно-мозкову травму, став інвалідом І групи та залишився прикутим до інвалідного візка.

Спочатку розплавляв пластикові пляшки і робив композиції у вигляді квітів, листя, гілочок винограду. Виходили оригінальні прикраси. Потім узяв в руки пензля і почав малювати. Першою серйозною темою в творчості Юрія Івановича стали ікони. Не маючи професійної освіти, він навчився перемальовувати образи. І дві найкращі свої роботи художник подарував Покровській церкві, розписаній за ескізами Миколи Реріха, в рідному селі Пархомівка. По книгах і журналах вивчав художні прийоми і принципи створення мальовничих полотен. Основний напрям творчості Юрія — пейзажі.

Починаючи з 2001 року створив понад 1500 картин. Член Академії творчості інвалідів України. Нагороджений орденом «За заслуги» ІІІ ступеня. Почесний громадянин Києво-Святошинського району. Учасник багатьох всеукраїнських та міжнародних мистецьких фестивалів і виставок. Проживає в селищі Чабани під Києвом.

«Зима в Пирогово», 2014