11 ноября -Музей українського живопису

11 ноября

Умер Ганс МЕМЛИНГ (1433/1435, Зелигенштадт, Германия — 11 августа 1494, Брюгге) — крупнейший фламандский живописец второй половины XV века.

О молодых годах Ме́млинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте, затем в Кёльне и Брюсселе, возможно, у Рогира ван дер Вейдена, чьё влияние чувствуется в композициях Мемлинга. В начале 1465 года художник получил гражданство Брюгге и стал членом гильдии Святого Луки. Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Художник пользовался европейской известностью: заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Под руководством Ханса Мемлинга работала целая мастерская, из которой выходило много картин.

«Музицирующие ангелы»

Ханс Мемлинг завершил развитие голландской живописи XV века. Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг в религиозных картинах с тонко разработанными интерьерными и пейзажными фонами испытал влияние итальянской живописи Возрождения. Был прекрасным портретистом и зачинателем жанра натюрморта. Мемлинг первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа. Тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники. В Брюгге имеется музей его имени.

Автопортрет, деталь алтаря Девы Марии, ок. 1468,
Национальная галерея, Лондон
«Страшный суд», триптих. Ок. 1461—1473. Поморский музей, Гданьск.


Крещён Франс СНЕЙДЕРС (11 ноября 1579, Антверпен — 19 августа 1657, Антверпен) — фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко.

Франс родился в семье богатого антверпенского бюргера. В молодости учился у Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена (первого учителя ван Дейка). В 1602 году стал членом гильдии художников Антверпена.

Основной темой творчества Снейдерса были натюрморты, в дальнейшем он стал проявлять больший интерес к анималистическим сюжетам и сценам охоты. В 1608—1609 годах Снейдерс работал в Италии, впоследствии жил в родном Антверпене. Мастерство Снейдерса высоко оценил Петер Пауль Рубенс, приглашавший его к сотрудничеству для написания животных, цветов и фруктов. Постоянно наблюдая работу мастера, Снейдерс, несомненно, перенял некоторые его приемы и представления о живописи. Снейдерс не любил изображать людей — по имеющимся сведениям, человеческие фигуры на его картинах писали Якоб Йорданс, Абрахам Янсенс и другие мастера. Для позднего периода его творчества характерны монументальные полотна, всегда пользовавшиеся большой популярностью среди покупателей. Кроме того, Снейдерс был назначен главным художником герцога Альберта, губернатора Нидерландов.

«Рыбный рынок»


Народився Артур ҐРОТҐЕР (11 листопада 1837, Отине́вичі, Жидачівський район, Львівська область — 13 грудня 1867, Амелі-ле-Бен-Палальда, Франція) — польський живописець, один із провідних представників романтизму в польському мистецтві, ілюстратор, рисувальник.

Його батько був художником, брав участь у повстанні 1831 року в Варшаві. Артур навчався живопису в 1848-1852 у Львові у Яна Машковського і Юліуша Коссака, потім - в Школі витончених мистецтв у Кракові (1852-1854) і у віденській Академії мистецтв (1855-58). Ґроттґер писав історичні композиції, портрети, батальні і жанрові сцени. Створив цикли картонів, присвячених драматичним подіям національно-визвольної боротьби і Польського повстання 1863-1864 рр.

Відома романтична історія кохання бідного 29-річного живописця і 16-річної Ванди Монне де Ля Тур, молодої польки з французьким корінням, з якою він познайомився на балу у Львові. Намагаючись заробити грошей для майбутнього сімейного життя, Артур поїхав в пошуках замовників і помер у Франції від сухот, ледь закінчивши свій останній цикл «Війна» для Всесвітньої виставки в Парижі 1867 року. Ванда привезла труну з тілом художника і поховала його на Личаківському кладовищі у Львові, на місці, яке він колись вибрав під час спільної прогулянки. Пізніше на могилі Артура Ґроттґера встановлено чудовий пам'ятник у вигляді невтішної дівчини, виконаний його другом - скульптором Парісом Філіппі.

«Автопортрет» «Прощання повстанця»


Родился Поль СИНЬЯК (11 ноября 1863, Париж — 15 августа 1935, Париж) — французский художник-неоимпрессионист, представитель направления пуантилизма.

Родился в состоятельной семье владельца магазина. Систематического художественного образования не получил. В 1882 начал писать картины под влиянием импрессионистов, главным образом Моне. В 1884 Синьяк участвует в создании «Общества независимых художников», где он и познакомился с Жоржем Сёра, с которым в 1889 разработал живописную технику пуантилизма. Удостоверившись на практике, что звучание цвета усиливается, если краски не смешивать на палитре, а наносить их на холст мелкими мазками, П.Синьяк начинает писать раздельными точками чистого цвета и становится активным пропагандистом и теоретиком нового художественного метода. В 1899 опубликовал работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», она стала сводом правил художников нового направления. Уже при жизни художник был признанным классиком. В 1911 он был награждён орденом Почётного легиона. Главное место среди пейзажных работ П.Синьяка занимают марины с изображением средиземноморского побережья Франции.

«Мачты. Опус 182», 1888


Родился Жан Эдуар ВЮЙАР (11 ноября 1868, Кюизо, Сона-и-Луара — 21 июня 1940, Ла Боле, Луара) — французский художник-символист.

С 1886 года учился в Школе изящных искусств и Академии Р. Жюлиана в Париже. Совместно с Морисом Дени и Кер-Ксавье Русселем основал группу «Наби», в 1892 году, сотрудничал в символистском журнале «Ревю бланш». Эдуар Вюйар много путешествовал, изучал искусство в разных городах Европы — Венеции, Флоренции, Милане, Лондоне. Ездил в Испанию. Но больше всего любил проводить лето среди неброских пейзажей Нормандии и Бретани.

Сначала писал в манере, близкой к голландцам XVII века и Ж.Б.С. Шардену, со временем включая в картины всё больше элементов импрессионизма. Испытал большое влияние Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека и японской гравюры. Изначально писал только интерьеры, потом стал вводить в них женщин. Постепенно его картины становились всё больше и больше и, наконец, выросли до размеров панно. Одновременно Вюйяр работал над портретами представителей преуспевающих французских буржуа, что давало ему средства к существованию. Всё это время его творчество оставалось в достаточной степени фигуративным, но иногда он был уже на грани абстракции.

«Автопортрет» «Дамы в комнате»


Народився Лео ГЕСТЕЛ (22 листопада 1881, Вурден — 26 листопада 1941, Хілверсюм) — голландський художник, ключова фігура голландського модернізму.

Леєндерт Гестел походив з родини художника. Батько, Віллем Гестел, був художником і директором Вечірнього коледжу в місті Верден. Перші художні навички Лео Гестел отримав від батька. Аби покращити власну освіту, відбув у Амстердам, де відвідував вечірній клас Національної академії образотворчих мистецтв. Жартівники друзі називали його «Леонардо да Вічні», скорочено Лео. І це стало фактичним ім'ям художника на все життя.

«Ню», 1909

Художник створював портрети, краєвиди провінційних міст Голландії, пейзажі. Працював як карикатурист і художник періодичних видань. Випробував художні можливості декількох стилістичних систем, серед яких кубізм, реалізм, модернізм, постімпресіонізм. В майстерні художника 1929 року відбулась пожежа, внаслідок якої було знищено велику кількість творів митця. Загальна кількість врятованого художнього спадку Леєндерта Гестела становить близько п'яти тисяч.

«Автопортрет», 1916 «Флірт»


Родился Виктор Михайлович АРНАУТОВ (11 ноября 1896, с. Успеньевка Токмакского района Запорожской области — 22 марта 1979, Ленинград) — известный художник-монументалист, член Союза художников СССР, реэмигрант из США.

Сын священника. Юность провел в Мариуполе. После начала Первой мировой войны ушел на фронт младшим офицером Литовского уланского полка. Был награждён Орденом Святого Георгия. В начале 1918 демобилизовался и поселился в Симбирске, откуда вновь был мобилизован в армию Колчака и отступал с ней до Сибири и Дальнего Востока. Жил в Китае. Зарабатывал иконописью и росписью шкатулок. Одновременно учился в студии «Лотос» у бывших преподавателей Екатеринбургского художественного училища М. А. Кичигина и А. А. Бернардацци. В 1923-1925 годах работал кавалерийским инструктором на конезаводе армии маршала Чжан Цзолина в Мукдене.

С 1925 в США. Учился в Калифорнийской художественной школе. Увлекшись созданием фресок продолжил образование у всемирно известного художника Диего Риверы в Мексике (1929—1931). Работал в Сан-Франциско, оформлял станции метро, дом Всемирной библиотеки, Коит Тауер. Преподавал в California School of Fine Arts, с 1939 по 1963 — профессор в Стэнфордском университете.

Фреска «Сцены жизни большого города». Башня Коит, Сан-Франциско.

В 1963 году после выхода на пенсию и смерти жены вернулся в Мариуполь. Автор большого количества работ, из которых наиболее известны мозаичное панно «Покорение космоса» (1964) на Доме связи (сейчас осыпается и может быть утрачено) и памятник жертвам фашизма (1967) в Мариуполе. Оформлял также СШ № 54 и аэровокзал «Мариуполь». Похоронен в Мариуполе.

«Автопортрет», 1941 В. Арнаутов. Мозаика на школе №54 в Мариуполе


11 листопада 1934 вважається днем заснування Національного музею мистецтва Каталонії (скор. MNAC) - музей у Барселоні, створений в 1990 році в результаті об'єднання колекцій Музею сучасного мистецтва та Музею мистецтва Каталонії.

Барселона наприкінці 19 століття стала відомим центром сецесії як в Іспанії, так і Західної Європи. Зібрання живопису доби сецесії (модерну) об'єднує відомі твори каталонського мистецтва XIX і першої половини XX століть. В експозиції музею представлені різні напрями цього періоду: неокласицизм, реалізм, ноусентизм та авангардне мистецтво.

Мистецтво бароко, рококо та ренесансу представлене скромніше, проте музей має деякі значні твори мистецтва XVI-XVIII століть, й не лише каталонського. Серед представлених в експозиції - картини француза Жана-Оноре Фрагонара, голландця Саломона ван Рейсдаля, фламандця Рубенса, італійців Каналетто, Франческо дель Косса. В Іспанії тривалий час працював венеціанський художник-віртуоз Джованні Баттіста Тьєполо, представлений в експозиції картиною «Танок менует». Колекція «Llegat Cambo» представляє видатні зразки італійського та французького барокового живопису, а також раннього нідерландського живопису та італійського кватроченто. До експозиції входять також деякі експонати з фондів Музею Тиссена-Борнемісси.

Із зібрання музею: Невідомий майстер. «Сцени з життя святого Домініка» 1300/1320.

Основу готичної колекції музею утворюють каталонський станковий живопис і скульптура. Варто особливо відзначити роботи Ель Греко, Франсіско де Сурбарана, Веласкеса та іспанських майстрів 19 століття (Франсіско Гойя, Маріано Фортуні). Колекція романіки вважається однією з найповніших у світі і надзвичайною за науковим і мистецьким значенням. Її основу утворює унікальний відділ романських фресок, експонованих на відповідному архітектурному тлі. Деякі великі твори настінного живопису XII і XIII століть були вивезені в 1920-ті роки з маленьких церков у Піренеях й були ретельно відреставровані. Крім того в колекцію входить велике зібрання живопису на дереві та дерев'яної скульптури.

Із зібрання музею: Ель Греко. «Апостоли Петро й Павло» 1595-1600.


Родилась Эстер МАЛАНГУ (11 ноября 1935, Мидделбург, Южная Африка) — южноафриканская художница.

Эстер Малангу живёт в деревне Велтервреде в провинции Мпумаланга. По традиции ндебеле, её научили рисовать бабушка и мать в возрасте 10 лет. Будучи подростком, Эстер Малангу достигла мастерства в традиционной настенной живописи, которая выполняется только женщинами ндебеле по особым случаям. Благодаря её работе, она стала хорошо известна, начала получать заказы.

В процессе работы она начала разрабатывать и вводить новшества в традиционный дизайн и техники росписи. Со временем Малангу начала переносить изображения на холст и другие материалы, обращаясь к более широкой аудитории. Она изображает обычные повседневные объекты в абстрактной манере, рисует от руки без предварительных измерений и эскизов.

Помимо собственной страны, Малангу выставлялась в Австралии, Америке, Японии и многих европейских странах. На протяжении творческой карьеры она наносила многокрасочные геометрические узоры ндебеле на все — от автомобилей до самолетов.



11 ноября 1987 на аукционе Сотби картина Ван Гога «Ирисы» была продана за 53,9 миллиона долларов австралийскому магнату Алану Бонду.

«Ирисы» были написаны художником в 1889 году — в то время, когда он жил в лечебнице Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс, за год до своей смерти. В картине прослеживается влияние японских гравюр укиё-э, как и в других работах Ван Гога и части его современников. Первым владельцем полотна был французский искусствовед и анархист Октав Мирбо, заплативший за полотно 300 франков. В 1987 году «Ирисы» стали самой дорогой картиной, установив рекорд, который продержался на протяжении двух с половиной лет. У покупателя не хватило денег, чтобы завершить сделку, и «Ирисы» были перепроданы в 1990 году музею Гетти в Лос-Анджелесе.

Винсент Ван Гог. «Ирисы», 1889. Холст, масло. 71×93 см. Музей Гетти, Лос-Анджелес