11 апреля -Музей українського живопису
Довідки за телефонами:
(056) 794 09 88, +38 (096) 610 37 96, +38 (099) 068 31 68

11 апреля

Родился Антуан КУАПЕЛЬ (11 апреля 1661, Париж — 17 января 1722, Париж) — французский живописец, старший сын Ноэля Куапеля, единокровный брат Ноэля Никола Куапеля и отец Шарля Антуана Куапеля.

Учился у своего отца и одиннадцатилетним мальчиком отправился с ним в Рим, где знакомство с шедеврами великих итальянских художников оказало большое влияние на его дальнейшее творчество. Его живопись получила во Франции всеобщее восхищение. Перегруженный бесчисленными заказами, он пренебрегал основными правилами и следовал индивидуальной манере живописи. Это был художник, заложивший основы французской школы живописи, которая с начала правления Людовика XIV отдалилась от итальянского стиля. Волшебство красок с его полотен вновь и вновь поражало воображение публики. В конце концов, ему было пожаловано не только дворянство, но и звание главы Академии художеств, а позже и звание первого художника французского короля. Многие работы А. Куапеля были награвированы лучшими граверами того времени.

«Елиазар и Ребекка», 1701


Родилась Аделаида ЛАБИЛЬ-ЖИАР, впоследствии Лабиль-Жиар-Винсент (11 апреля 1749, Париж — 24 апреля 1803, Париж) — французская художница-портретист, основательница первой Парижской женской школы живописи.

Аделаида Вертус Лабиль родилась в семье торговца и была младшей из восьми детей. Общее образование получила в монастырской школе, затем помогала в лавке отца. Начиная с 14-летнего возраста мечтала стать художницей. Училась рисовать у художника-соседа Франсуа-Андре Венсана. В августе 1769 года Аделаида выходит замуж за чиновника Николя Жиара, а Венсан уезжает на 5 лет в Рим. Вплоть до 1774 года Аделаида учится у художника Мориса Кветнина де Латур — в первую очередь пастельной живописи, бывшей тогда во Франции в большой моде. После возвращения из Рима её друга Винсента Аделаида вновь берёт у него уроки — живописи масляными красками. В июле 1779 года она официально разводится со своим мужем.

Полотна-портреты Аделаиды Лабиль имели большой успех — в том числе в высших кругах французского общества. Художнице позировали министры, принцессы крови, представители титулованной аристократии. В мае 1783 года Аделаида была принята в Королевскую академию живописи (в которой одновременно могли состоять не более 4-х женщин). Вступление её в Академию сопровождалось распространением скандального памфлета, в котором художница обвинялась в представлении картин Винсента как своих собственных, а также в сексуальной невоздержанности.

Узнав при вступлении в Академию, какие препятствия возникают на пути женщины, пожелавшей стать художником, Аделаида Лабиль уже в 1783 году открывает в Париже свою Женскую школу живописи, в которую уже на первый год записались 9 учениц. Она становится первой женщиной, получившей разрешение иметь своё художественное ателье в Лувре, где Лабиль работает затем со своими ученицами. В последние годы жизни Аделаида часто выставляется в парижских салонах. В июне 1799 году, после долгих бюрократических перипетий, связанных с оформлением её старого развода с Н. Жиаром, она наконец выходит замуж за своего давнего друга, художника Венсана.

«Автопортрет с двумя ученицами» «Портрет принцессы Марии Аделаиды Французской», 1787


Родился Жан-Батист ИЗАБЕ (11 апреля 1767, Нанси, — 18 апреля 1855, Париж) — французский художник-портретист.

Изучал живопись в мастерской Жака-Луи Давида. Был придворным художником Наполеона I, которого часто сопровождал в походах, чтобы запечатлеть императора в различных сценах, в том числе и военных. После свержения Наполеона Изабе работает при дворе Бурбонов, которых он изображает на полотне — как и практически всех современных художнику монархов Европы.

Работы Изабе очень точны в передаче черт своей модели. Его миниатюры считаются одними из лучших произведений в этом направлении живописи. В 1805 году он создаёт из своих рисунков серию эстампов. Занимался также росписью по фарфору и искусством литографии. Сын Эжен Изабе также был известным художником.

«Автопортрет» «Портрет Андрея Кирилловича Разумовского»


Родился Леон Ян ВЫЧУЛКОВСКИЙ (11 апреля 1852, Гута Мястковска близ Седльце – 27 декабря 1936, Варшава) – польский живописец и график.

Учился живописи в Варшаве, Мюнхене и в Кракове у Яна Матейко. В начале творческого пути Леон Вычулковский писал в реалистической манере, отдавая предпочтение исторической тематике. Побывав в Париже, художник перенял многие достижения импрессионистов. В его пейзажах и жанровых полотнах появляются сильные световые эффекты. Некоторое время увлекался символизмом, а также темой Востока. В 1883–1893 годах Вычулковский жил в Украине. Писал портреты, пейзажи и жанровые композиции с изображением сцен крестьянского труда, используя живописные приёмы импрессионизма.

Был одним из основателей Товарищества польских художников «Штука» (1897). В 1895–1911 годах Вычулковский – профессор Краковской Академии изящных искусств, а в 1934–1936 – профессор в варшавской Академии.

В 1946 году в Быдгоще (Польша) был открыт Окружной музей им. Леона Вычулковского.

«Автопортрет». 1898 «Рыбак», 1911. Национальный музей в Варшаве


Родился Густав ВИГЕЛАНД (11 апреля 1869, Мандал — 12 марта 1943, Осло) — норвежский скульптор, создатель Парка скульптур Вигеланда в Осло. Один из наиболее продуктивных скульпторов Норвегии.

Родился на ферме в семье ремесленников и крестьян. Учился скульптуре в Осло, часто посещал мастерскую Родена в Париже. В его творчестве доминировали две темы: смерть и отношения между мужчиной и женщиной. В 1905 году, после того как Норвегия получила независимость, Вигеланд был признан самым талантливым норвежским скульптором и стал получать высокие гонорары за изготовление статуй и бюстов, прославлявших его известных соотечественников, таких как Генрик Ибсен и Нильс Хенрик Абель.

В последние десятилетия своей жизни Вигеланд осуществлял проект открытой выставки его художественных работ, который позже превратился во всемирно известный «Парк скульптур Вигеланда». Парк занимает площадь в 30 гектаров и содержит 227 скульптурных групп, отражающих богатейшую гамму человеческих отношений.


Темой парка являются «состояния человека». Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий, таких как бег, борьба, танцы, объятия и т. д. Каждая из статуй передаёт определённый набор эмоций, человеческих отношений, нередко — с глубоким философским подтекстом, что делает многие композиции достаточно сложными для восприятия. На самой высокой точке парка, на плато располагается центральная фигура — Монолит высотой более 14 метров, который состоит из 121 скульптуры.

Центральная часть «Парка Вигеланда»


Родился Теодор ПАЛЛАДИ (11 апреля 1871, Яссы — 16 августа 1956, Бухарест) — румынский художник.

Учился рисовать в Дрездене и Париже, где записался на курс в Академию изящных искусств и работал в мастерской Аман-Жана. В 1892 году он перешёл в ателье Густава Моро, где познакомился с Анри Матиссом, Жоржем Руо и Альбером Марке.

В 1904 году Теодор Паллади вернулся в Румынию и устроил выставку своих работ в бухарестском Атенеуме. Паллади постоянно поддерживал тесные личные и творческие связи с художественным миром Парижа, где вплоть до начала Второй мировой войны прошло несколько персональных выставок Паллади. В Бухаресте действует Музей Теодора Паллади.

«Автопортрет» «Натюрморт»


Народився Олексій Архипович ГОРБЕНКО (11 квітня 1919, Ржищів, Київська обл. – 17 січня 2010, Київ) – український живописець і педагог. Заслужений художник України (1980).

Учасник 2-ї світової війни. Закінчив Київський художній інститут (1950; викладачі - С. Григор’єв, О. Шовкуненко, Т. Яблонська). Працював у Київському інженерно-будівельному інституті (від 1983 – професор, від 2003 – консультант кафедри малюнку та живопису). Автор підручника «Акварельний живопис».

Член Національної спілки художників України з 1951. Працював у галузях жанрового і портретного живопису. Учасник республіканських, всесоюзних, закордонних мистецьких виставок від 1943 року. Персональні виставки – у Ленінграді (нині С.-Петербург, 1943), Алматі (1975), Києві (1982, 1987). Основні твори: серії – «Вірменські пейзажі» (1970–99), «Герої підпілля і партизанського руху в Україні», «Герої космосу» (обидві – 1986–90), «Діячі науки й культури» (1986–91); «Осінній сон» (1954), «На рідній землі (Т. Шевченко)» (1967), «Вихід у космос» (1968), «Зустріч космонавта П. Поповича у Києві», «Вечір на Дніпрі (Леся Українка)», «Хірург Є. Скляренко» (усі – 1970), «Квіти сину» (1973), «Ромашки» (2001), «Польові квіти» (2003), «Піони» (2005).

«Льотчик-випробувач», 1980-ті


Народився Євген Тимофійович УДІН (11 квітня 1937, Донецьк) - тернопільський графік, Заслужений художник України (1987).

У 1959-1960 навчався в студії І.Холоменюка в Чернівцях, в 1966 закінчив Український поліграфічний інститут ім. І.Федорова за фахом «книжкова графіка».

Є.Удін від 1961 року живе в Тернополі, працював у художньо-виробничих майстернях і комбінаті Художнього фонду. У 1983-1992 роках був першим головою Тернопільської обласної організації СХУ. Доцент кафедри образотворчого мистецтва в Тернопільському НПУ.

Проілюстрував понад 120 книг. Євген Тимофійович Удін - автор багатьох серій станкових графічних робіт: «Моя Буковина», «Чернівці», «Площа Ринок у Львові», «Пам'ятки України», «Юліуш Словацький», «Пам'ятники Тернопільщини» та ін. Він учасник численних виставок в Україні і за кордоном, неодноразово проходили і персональні виставки художника.

«Київ Олімпійський», 1980


Народився Анатолій Степанович ТКАЧ (11 квітня 1939, Дніпропетровськ - 2 лютого 2006, Дніпропетровськ, зараз – м.Дніпро) - живописець, майстер пейзажу і тематичних полотен. Заслужений діяч мистецтв УРСР (1979).

У 1965 році закінчив Дніпропетровське художнє училище, в 1972 - Київський художній інститут по класу В. Шаталіна. Від 1955 року брав участь в обласних, з 1972 - в республіканських, з 1973 - у всесоюзних виставках. Член Спілки художників від 1974 р. У 1974 році А. С. Ткача обрали головою обласної організації Спілки художників України, якою він керував протягом 15 років. У 1979 році художник стає одним з наймолодших заслужених діячів мистецтв України.

Анатолій Ткач належить до числа таких художників, мистецтво яких запам’ятовується власним загальним змістовним сенсом, чіткою пластичною і образною спрямованістю, про що свідчать твори з колекції, зібраної Музеєм українського живопису. Вона нараховує близько сотні живописних та графічних робіт, даючи наочне уявлення про широкий спектр тематичного та жанрового різноманіття творчих зацікавлень А. Ткача. І хоча значною мірою художник є майстром великих тематичних полотен, що посіли чільне місце в українському мистецтві свого часу, він також досить часто виступає як серйозний, вдумливий портретист із власним індивідуальним баченням образів, звертається до пейзажу та натюрморту, де розкривається поетичний склад душі художника. Ткач уникає ефектних композиційних побудов, його мотиви завжди прості та невибагливі.

«Гурзуф. Ронок». 1987


Народився Анатолій Іванович ОНИЩЕНКО (11 квітня 1949, с. Краснопілля Дніпропетровської обл.) – дніпропетровський художник-живописець.

Закінчив Київський державний художній інститут у 1982 році (викладачі – В.Виродова-Готьє, В.Босенко, О.Тищенко, І.Задорожний). Член Національної спілки художників України з 1988 року. Основні твори: «Квіти» (1978), «В гуртожитку» (1980), «Під час сесії» (1981), «Тиха бухта» (1983), «В парку» (1986). Роботи знаходяться у Національному художньому музеї України, Дніпропетровському художньому музеї, приватних колекціях в Україні і за кордоном.



Народилася Олена Георгіївна ПРИДУВАЛОВА (11 квітня 1960, Київ) — українська художниця, графік. Живе й працює в Києві.

1986 року закінчила Національну академію образотворчого мистецтва та архітектури (факультет малярства, відділення театрально-декоративного мистецтва, майстерня Данила Лідера). Педагог з фаху – С. Подерв’янський. Член НСХУ від 1999. Олена Придувалова є лауреатом премії «Видатні художниці України» (1998). Чоловік – художник Олексій Аполлонов.

Активно виставляється з 1990 року. Працює в галузі живопису, графіки, декоративно-ужиткового мистецтва. Один з членів-фундаторів творчого об'єднання «Синій Жовтень».

Живописні цикли: «Євангельські мотиви» (1989), «Вулиці Києва» (1996-97), «Старі інтер’єри» (1998), «Київське бароко» (2001), «Живи наповну» (2015), «Край» (2016).

Із зібрання Музею українського живопису (м.Дніпро).
Без назви. 2015. Полотно, акрил.