11 апреля -Музей українського живопису

11 апреля

Родился Антуан КУАПЕЛЬ (11 апреля 1661, Париж — 17 января 1722, Париж) — французский живописец, старший сын Ноэля Куапеля, единокровный брат Ноэля Никола Куапеля и отец Шарля Антуана Куапеля.

Учился у своего отца и одиннадцатилетним мальчиком отправился с ним в Рим, где знакомство с шедеврами великих итальянских художников оказало большое влияние на его дальнейшее творчество. Его живопись получила во Франции всеобщее восхищение. Перегруженный бесчисленными заказами, он пренебрегал основными правилами и следовал индивидуальной манере живописи. Это был художник, заложивший основы французской школы живописи, которая с начала правления Людовика XIV отдалилась от итальянского стиля. Волшебство красок с его полотен вновь и вновь поражало воображение публики. В конце концов, ему было пожаловано не только дворянство, но и звание главы Академии художеств, а позже и звание первого художника французского короля. Многие работы А. Куапеля были награвированы лучшими граверами того времени.

«Елиазар и Ребекка», 1701


Родилась Аделаида ЛАБИЛЬ-ЖИАР, впоследствии Лабиль-Жиар-Винсент (11 апреля 1749, Париж — 24 апреля 1803, Париж) — французская художница-портретист, основательница первой Парижской женской школы живописи.

Аделаида Вертус Лабиль родилась в семье торговца и была младшей из восьми детей. Общее образование получила в монастырской школе, затем помогала в лавке отца. Начиная с 14-летнего возраста мечтала стать художницей. Училась рисовать у художника-соседа Франсуа-Андре Венсана. В августе 1769 года Аделаида выходит замуж за чиновника Николя Жиара, а Венсан уезжает на 5 лет в Рим. Вплоть до 1774 года Аделаида учится у художника Мориса Кветнина де Латур — в первую очередь пастельной живописи, бывшей тогда во Франции в большой моде. После возвращения из Рима её друга Винсента Аделаида вновь берёт у него уроки — живописи масляными красками. В июле 1779 года она официально разводится со своим мужем.

Полотна-портреты Аделаиды Лабиль имели большой успех — в том числе в высших кругах французского общества. Художнице позировали министры, принцессы крови, представители титулованной аристократии. В мае 1783 года Аделаида была принята в Королевскую академию живописи (в которой одновременно могли состоять не более 4-х женщин). Вступление её в Академию сопровождалось распространением скандального памфлета, в котором художница обвинялась в представлении картин Винсента как своих собственных, а также в сексуальной невоздержанности.

Узнав при вступлении в Академию, какие препятствия возникают на пути женщины, пожелавшей стать художником, Аделаида Лабиль уже в 1783 году открывает в Париже свою Женскую школу живописи, в которую уже на первый год записались 9 учениц. Она становится первой женщиной, получившей разрешение иметь своё художественное ателье в Лувре, где Лабиль работает затем со своими ученицами. В последние годы жизни Аделаида часто выставляется в парижских салонах. В июне 1799 году, после долгих бюрократических перипетий, связанных с оформлением её старого развода с Н. Жиаром, она наконец выходит замуж за своего давнего друга, художника Венсана.

«Автопортрет с двумя ученицами» «Портрет принцессы Марии Аделаиды Французской», 1787


Родился Жан-Батист ИЗАБЕ (11 апреля 1767, Нанси, — 18 апреля 1855, Париж) — французский художник-портретист.

Изучал живопись в мастерской Жака-Луи Давида. Был придворным художником Наполеона I, которого часто сопровождал в походах, чтобы запечатлеть императора в различных сценах, в том числе и военных. После свержения Наполеона Изабе работает при дворе Бурбонов, которых он изображает на полотне — как и практически всех современных художнику монархов Европы.

Работы Изабе очень точны в передаче черт своей модели. Его миниатюры считаются одними из лучших произведений в этом направлении живописи. В 1805 году он создаёт из своих рисунков серию эстампов. Занимался также росписью по фарфору и искусством литографии. Сын Эжен Изабе также был известным художником.

«Автопортрет» «Портрет Андрея Кирилловича Разумовского»


Родился Леон Ян ВЫЧУЛКОВСКИЙ (11 апреля 1852, Гута Мястковска близ Седльце – 27 декабря 1936, Варшава) – польский живописец и график.

Учился живописи в Варшаве, Мюнхене и в Кракове у Яна Матейко. В начале творческого пути Леон Вычулковский писал в реалистической манере, отдавая предпочтение исторической тематике. Побывав в Париже, художник перенял многие достижения импрессионистов. В его пейзажах и жанровых полотнах появляются сильные световые эффекты. Некоторое время увлекался символизмом, а также темой Востока. В 1883–1893 годах Вычулковский жил в Украине. Писал портреты, пейзажи и жанровые композиции с изображением сцен крестьянского труда, используя живописные приёмы импрессионизма.

Был одним из основателей Товарищества польских художников «Штука» (1897). В 1895–1911 годах Вычулковский – профессор Краковской Академии изящных искусств, а в 1934–1936 – профессор в варшавской Академии.

В 1946 году в Быдгоще (Польша) был открыт Окружной музей им. Леона Вычулковского.

«Автопортрет». 1898 «Рыбак», 1911. Национальный музей в Варшаве


Родился Густав ВИГЕЛАНД (11 апреля 1869, Мандал — 12 марта 1943, Осло) — норвежский скульптор, создатель Парка скульптур Вигеланда в Осло. Один из наиболее продуктивных скульпторов Норвегии.

Родился на ферме в семье ремесленников и крестьян. Учился скульптуре в Осло, часто посещал мастерскую Родена в Париже. В его творчестве доминировали две темы: смерть и отношения между мужчиной и женщиной. В 1905 году, после того как Норвегия получила независимость, Вигеланд был признан самым талантливым норвежским скульптором и стал получать высокие гонорары за изготовление статуй и бюстов, прославлявших его известных соотечественников, таких как Генрик Ибсен и Нильс Хенрик Абель.

В последние десятилетия своей жизни Вигеланд осуществлял проект открытой выставки его художественных работ, который позже превратился во всемирно известный «Парк скульптур Вигеланда». Парк занимает площадь в 30 гектаров и содержит 227 скульптурных групп, отражающих богатейшую гамму человеческих отношений.


Темой парка являются «состояния человека». Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий, таких как бег, борьба, танцы, объятия и т. д. Каждая из статуй передаёт определённый набор эмоций, человеческих отношений, нередко — с глубоким философским подтекстом, что делает многие композиции достаточно сложными для восприятия. На самой высокой точке парка, на плато располагается центральная фигура — Монолит высотой более 14 метров, который состоит из 121 скульптуры.

Центральная часть «Парка Вигеланда»


Родился Теодор ПАЛЛАДИ (11 апреля 1871, Яссы — 16 августа 1956, Бухарест) — румынский художник.

Учился рисовать в Дрездене и Париже, где записался на курс в Академию изящных искусств и работал в мастерской Аман-Жана. В 1892 году он перешёл в ателье Густава Моро, где познакомился с Анри Матиссом, Жоржем Руо и Альбером Марке.

В 1904 году Теодор Паллади вернулся в Румынию и устроил выставку своих работ в бухарестском Атенеуме. Паллади постоянно поддерживал тесные личные и творческие связи с художественным миром Парижа, где вплоть до начала Второй мировой войны прошло несколько персональных выставок Паллади. В Бухаресте действует Музей Теодора Паллади.

«Автопортрет» «Натюрморт»


Народився Олексій Архипович ГОРБЕНКО (11 квітня 1919, Ржищів, Київська обл. – 17 січня 2010, Київ) – український живописець і педагог. Заслужений художник України (1980).

Учасник 2-ї світової війни. Закінчив Київський художній інститут (1950; викладачі - С. Григор’єв, О. Шовкуненко, Т. Яблонська). Працював у Київському інженерно-будівельному інституті (від 1983 – професор, від 2003 – консультант кафедри малюнку та живопису). Автор підручника «Акварельний живопис».

Член Національної спілки художників України з 1951. Працював у галузях жанрового і портретного живопису. Учасник республіканських, всесоюзних, закордонних мистецьких виставок від 1943 року. Персональні виставки – у Ленінграді (нині С.-Петербург, 1943), Алматі (1975), Києві (1982, 1987). Роботи зберігаються в НХМ, Київ. музеї рос. мист-ва. (К., 1982; 1991). Основні твори: серії – «Вірменські пейзажі» (1970–99), «Герої підпілля і партизанського руху в Україні», «Герої космосу» (обидві – 1986–90), «Діячі науки й культури» (1986–91); «Осінній сон» (1954), «На рідній землі (Т. Шевченко)» (1967), «Вихід у космос» (1968), «Зустріч космонавта П. Поповича у Києві», «Вечір на Дніпрі (Леся Українка)», «Хірург Є. Скляренко» (усі – 1970), «Квіти сину» (1973), «Ромашки» (2001), «Польові квіти» (2003), «Піони» (2005).

«Льотчик-випробувач», 1980-ті


Родился Евгений Тимофеевич УДИН (11 апреля 1937, Донецк) – тернопольский график. Заслуженный художник Украины (1987).

В 1959–1960 учился в студии И. Холоменюка в Черновцах, в 1966 окончил Украинский полиграфический институт им. И. Федорова по специальности «книжная графика».

С 1961 года по настоящее время Е. Удин живет в Тернополе. Работал в художественно-производственных мастерских и комбинате Художественного фонда. В 1983–1992 годах был первым председателем Тернопольской областной организации Союза художников Украины. Доцент кафедры изобразительного искусства в Тернопольском национальном педагогическом университете.

Проиллюстрировал более 120 книг. Евгений Тимофеевич Удин – автор многих серий станковых графических работ: «Моя Буковина», «Черновцы», «Площадь "Рынок" во Львове», «Памятники Украины», «Юлиуш Словацкий», «Памятники Тернопольщины» и др. Участник многочисленных выставок в Украине и за рубежом. Неоднократно проходили и персональные выставки художника.

«Киев Олимпийский». 1980


Родился Анатолий Степанович ТКАЧ (11 апреля 1939, Днепропетровск – 2 февраля 2006 года, Днепропетровск) – живописец, мастер пейзажа и тематических полотен. Член Союза художников СССР с 1974 г. Заслуженный деятель искусств УССР (1979).

В 1965 году закончил Днепропетровское художественное училище, в 1972 – Киевский художественный институт по классу В. Шаталина. С 1955 года принимал участие в областных, с 1972 – в республиканских, с 1973 – во всесоюзных выставках.

В 1974 году А. С. Ткача избрали председателем областной организации Союза художников Украины, которой он руководил в течение 15 лет.

В 1979 году живописец становится одним из самых молодых заслуженных деятелей искусств Украины.

В 80–90 годы художник обращается к теме Великой Отечественной войны и пишет ряд насыщенных по глубине психологической драматургии произведений: «Фронтовая весна» (1985); триптих «Помню!» (1990).

На позднем этапе своего творчества А. С. Ткач писал в основном пейзажи и натюрморты: серия пейзажей «Седнев» (1982–1986), «По Крыму» (1986–1993); серия натюрмортов «Цветы с Егорино» (1985–1996).

Произведения А. С. Ткача хранятся в Днепропетровском художественном музее, Дирекции художественных выставок НСХУ, Музее украинской живописи (Днепропетровск), частных коллекциях многих стран мира (Украина, Франция, Испания и др.).

«Гурзуф, Утро». 1987


Народився Анатолій Іванович ОНИЩЕНКО (11 квітня 1949, с. Краснопілля Дніпропетровської обл.) – дніпропетровський художник-живописець.

Закінчив Київський державний художній інститут у 1982 році (викладачі – В.Виродова-Готьє, В.Босенко, О.Тищенко, І.Задорожний). Член Національної спілки художників України з 1988 року. Основні твори: «Квіти» (1978), «В гуртожитку» (1980), «Під час сесії» (1981), «Тиха бухта» (1983), «В парку» (1986). Роботи знаходяться у Національному художньому музеї України, Дніпропетровському художньому музеї, приватних колекціях в Україні і за кордоном.