11 марта -Музей українського живопису

11 марта

11 марта 1944 года в ходе союзной бомбардировки были уничтожены фрески Никко́ло Пи́ццоло в капелле Оветари в Падуе (Италия).

Никко́ло Пи́ццоло или Никколо ди Джованни да Вилла Ганцерла, прозванный Pìzzolo (или Pìzolo); 1421, Падуя — 1453, Падуя) — итальянский художник и скульптор, представитель падуанской школы.

По желанию родителей он должен был стать монахом, но индивидуальность юноши мало соответствовала его будущему призванию. Он часто ввязывался в драки, любил оружие и открыто демонстрировал его при любом удобном случае. В семнадцать лет он попал в тюрьму, где подвергался пыткам.

Живописью Пиццоло увлёкся рано, в возрасте 13—17 лет он работал с Филиппо Липпи в Падуе в 1434—1438 годах над росписью капеллы палаццо дель Подеста в Падуе. Уже в двадцать лет он работал самостоятельно. С 1448 году Пиццоло сотрудничает с Андреа Мантеньей в росписи капеллы Оветари. Никколо Пиццоло сумел соединить готику и ренессансные веяния. Готическая декоративность совмещена у него с ренессансным чувством полновесности форм реального мира. В отличие от беспокойного характера самого художника его произведениям свойственны уверенное спокойствие и рационализм.

Пиццоло успел за короткую жизнь создать не так много произведений. Вызывающая манера поведения и его пристрастие к оружию привели Пиццоло к появлению врагов. В 1453 году в возрасте тридцать два или тридцать три года он был убит.

Автопортрет Никколо Пиццоло.
Капелла Оветари, Падуя
Никколо Пиццоло и Андреа Мантенья. «Мученичество Святого Иакова». Капелла Оветари, Падуя


Дона́то БРАМАНТЕ (1444, Ферміньяно, Італія — 11 березня 1514, Рим) — справжнє ім'я Донато Лаццарі, італійський художник і архітектор епохи Відродження.

Браманте починав як художник. Навчався живопису у Фра Бартоломео з Урбіно, відомого під ім'ям Фра Карновале. Зберігся його «Христос біля стовпа» та декілька фресок, одна з яких з зображенням філософів Демокріта і Геракліта (Пінакотека Брера, Мілан).

«Христос біля стовпа», бл. 1490.
Пінакотека Брера, Мілан

Любов до архітектури змусила Браманте покинути батьківщину і податися до Ломбардії. Серед його робіт в Мілані — вівтарна частина церкви Санта-Марія-делле-Граціє. Могутнє обдарування Браманте виявив у спорудах римського періоду творчості (1499–1514) — в будівлях Ватиканського палацу, в каплиці Темп'єтто монастиря Сан П'єтро ін Монторіо, палаццо делла Канчеллерія, а також у проекті відомого Собору святого Петра в Римі. Ці архітектурні твори відзначаються виразністю композиції, монументальністю та гармонією витончених пропорцій. Видатне мистецтво Браманте мало вплив на подальший розвиток архітектури Італії та інших європейських країн. Браманте був вдачі веселої й зичливої, він любив митців і робив їм усі можливі послуги. Це він привіз до Рима славетного Рафаеля з Урбіно.

Арх. Дона́то Браманте. Темп'єтто — маленька каплиця-ротонда в Римі


Крещён Виллем КАЛЬФ (11 марта 1619, Роттердам — 31 июля 1693, Амстердам) — один из самых известных голландских мастеров натюрморта.

Был шестым ребёнком в семье состоятельного торговца сукном и члена городского совета Роттердама. Рано потерял отца, в 1638 переехал в Гаагу, а затем в 1640-41 годах поселился в Париже. Там, благодаря своим «крестьянским интерьерам», написанным во фламандской традиции, близкой к творчеству Давида Тенирса и других художников XVII в., Кальф быстро завоевал признание. Виллем создал новую форму искусно сгруппированного натюрморта с дорогими, богато украшенными предметами (большей частью бутылями, тарелками, бокалами) из отражающих свет материалов — золота, серебра, олова или стекла. Мастерство художника достигло своей вершины в амстердамский период его творчества, когда Кальф стал включать в натюрморты экзотические предметы: китайские вазы, раковины и до этого времени не виданные тропические фрукты — полуочищенные апельсины и лимоны. Художник испытывал живой интерес к игре света и световым эффектам на различных материалах, начиная с текстуры шерстяных ковров, яркого блеска металлических предметов из золота, серебра или олова, мягкого сияния фарфора и разноцветных раковин и заканчивая таинственным мерцанием граней красивейших бокалов и ваз в венецианском стиле.

«Натюрморт с китайской супницей», 1660. Картинная галерея. Берлин


Родился Адольф ЛИБШЕР (11 марта 1857, Прага —21 июня 1919, Потштейн) — чешский художник, принадлежавший к так называемому поколению Народного театра. Брат художника Карела Либшера.

Адольф Либшер был одним из самых популярных художников Чехии в 1880-е — 1890-е годы. Изучал живопись и графику в Праге и в Вене. Был в числе художников, участвовавших в художественном декорировании Национального театра. После путешествия по Италии А. Либшер с 1879 года преподаёт черчение и графику в пражской Высшей технической школе.

А. Либшер известен прежде всего как мастер исторической («Жижка перед Кутной Горой»), религиозной («Валашская мадонна») и декоративной живописи, а также как плодовитый иллюстратор.

«Богемская элегия»


11 марта 1890 года состоялось первое организационное собрание и выработан устав Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ). Создано по образцу Товарищества передвижных художественных выставок. Имело статус Независимого творческого объединения одесских художников.

В числе учредителей и наиболее активных членов объединения – известные художники: К. К. Костанди (1850–1921), Г. А Ладыженский (1853–1916), Б. В. Эдуардс (1860–1924), Г. С. Головков (1863–1909), Т. Я. Дворников (1862–1922), П. А. Нилус (1869–1943) и др.

За три десятилетия в организации состояло 87 действительных членов и более 280 художников участвовало в выставках и культурных акциях ТЮРХа. Товариществом было организовано более ста выставок (включая годовые, передвижные, благотворительные и пр.). В Одессу на выставки ТЮРХа привозили свои работы известные художники Москвы, Петербурга, Варшавы, Риги, Киева, Полтавы и др. городов.

Товарищество существовало до 1922 года. В 1922 г. на базе ТЮРХа было основано художественное объединение – Общество имени К. К. Костанди, возглавлявшего ТЮРХ с 1902 по 1921 год.

Тит Дворников. «Сирень цветет» Герасим Головков. «Летом». 1900-е


Родился Исаак Моисеевич РАБИНОВИЧ (11 марта 1894, Киев, – 4 октября 1961, Москва) – театральный художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1936).

Родился в Киеве. В 1906–1912 годах учился в Киевском художественном училище, в 1912–1915 годах – в киевской студии Александра Мурашко.

В 1926–1930 был профессором живописного факультета ВХУТЕИНа в Москве.

С 1911 года Исаак Рабинович работал над театральными постановками, оформлял в Москве спектакли Художественного театра и Театра им. Вахтангова. С 1955 года был главным художником Театра им. Вахтангова.

Работал Исаак Моисеевич и в кинематографе, в частности, оформил знаменитый фильм Якова Протазанова «Аэлита» (1924). Занимался также монументально-декоративным искусством.

Эскиз декораций к трагедии У. Шекспира "Гамлет". 1958


Народився КОСТЬ (Костянтин Тихонович) ЛАВРО (11 березня 1961, м.Новоукраїнка Кіровоградської обл.) — український книжковий графік, головний художник видавництва «А-ба-ба-га-ла-ма-га». Лауреат Національної премії України ім. Тараса Шевченка.

Закінчив Республіканську художню середню школу ім.. Т,Шевченка та факультет художнього оформлення книги Української академії друкарства. Один з найяскравіших українських книжкових графіків, який поєднав у своїй творчості традиції українського народного малярства з досягненнями українського авангарду 1920-х років. Створив свій неповторний та глибоко національний стиль. Брав участь у провідних європейських виставках дитячої книги. Член Національної спілки художників України.

«Ніч перед Різдвом»