11 января -Музей українського живопису

11 января

Умер Доме́нико ГИРЛАНДАЙО (1449, Флоренция — 11 января 1494, там же) — один из ведущих флорентийских художников кватроченто, основатель художественной династии, которую продолжили его брат Давид и сын Ридольфо.

Доменико Гирландайо (настоящее имя Доменико ди Томмазо Бигорди; по одной из версий, его отец был ювелиром и делал гирлянды, откуда пошло это прозвище) учился у Аллесио Больдованетти. Но основное влияние на стиль его творчества оказал Андреа дель Верроккио, в мастерской которого тогда работали Боттичелли, Перуджино, а позднее Леонардо да Винчи. С 1470 года по 1480 год Гирландайо работает в разных городах Италии. На протяжении всей своей жизни он тяготел к фреске, и во время своего десятилетнего путешествия расписывает много зданий во всех уголках Италии. В 1481-1482 годах он опять едет в Рим для участия в росписи Сикстинской капеллы. Доменико Гирландайо был очень популярен во Флоренции, пользовался поддержкой Лоренцо Медичи Великолепного. Он имел большую живописную мастерскую, в которой работало много известных художников, среди которых были молодой Граначчи и сам Микеланджело.

Автор фресковых циклов, в которых выпукло, со всевозможными подробностями показана домашняя жизнь библейских персонажей (в их роли выступают знатные граждане Флоренции в костюмах того времени). Параллельно с фресковыми росписями в мастерской Гирландайо было создано множество станковых произведений. Кроме этого Гирландайо занимался мозаикой.

Доменико Гирландайо неожиданно скончался от лихорадки в возрасте 44 лет. В реестре усопших прихода Сан Паоло запись о смерти художника заканчивается словами: «Потеря сия велика, поскольку покойный был мужем значительным во всех отношениях, и горе было великое для всех».

«Автопортрет» «Поклонение младенцу»


Родился Франческо Маццола, более известный по своему прозвищу ПАРМИДЖАНИНО, «житель Пармы» (11 января 1503, Парма — 24 августа 1540, Казальмаджоре) — итальянский живописец и гравёр эпохи Возрождения, представитель маньеризма.

Родился в Парме в семье художника. Испытал влияние Рафаэля и Микеланджело, но в первую очередь Корреджо, именно в этом городе создавшего свои главные произведения. Первую картину — «Крещение Иисуса» — Франческо написал в шестнадцатилетнем возрасте.

Для творчества Пармиджанино характерны искажённые пропорции и спиральная закрученность поз. Отдельные части тела преднамеренно вытянуты («Мадонна с длинной шеей»). Подобно остальным художникам-маньеристам, он намеренно стремился вызвать своими произведениями удивление, смущение, изумление и раздражение. В этом заключалась особенность его манеры, уводящая зрителя от ясных классических образцов Ренессанса.

«Мадонна с длинной шеей»

В творческом наследии Пармиджанино заметное место занимает портретный жанр. Дошедшие до нас сравнительно немногочисленные портреты его кисти достаточно разнообразны по композиционному решению — Пармиджанино пишет и небольшие погрудные, и поясные портреты, и более торжественные поколенные изображения, наряду с нейтральным фоном может изобразить свою модель в конкретной обстановке.

Пармиджанино оказал на искусство Италии гораздо более значительное влияние, чем большинство художников маньеристического направления. Кроме живописных работ виртуозное мастерство художника Пармиджанино, как графика, проявилось также в его многочисленных рисунках и в первых в Италии офортах.

«Автопортрет в выпуклом зеркале».
Около 1523-1524
«Портрет мужчины». Около 1527-1528


Крещён Адам Франс ван дер МЕЙЛЕН (11 января 1632, Брюссель — 15 октября 1690 , Париж) — фламандский художник, работавший во Франции.

Ученик Питера Снайерса, сумевший превзойти своего учителя. Писал картины про охоту, военные лагеря, осады, сражения и с особенным искусством - лошадей. Художник сопровождал короля Людовика XIV в походах и писал с натуры города, осаждаемые тогда французами. Прославленный Лебрен выдал за него свою племянницу. Многие художники гравировали с картин ван дер Мейлена; все его большие сюжеты были вытканы на парижской Гобеленовой мануфактуре. Его брат, Питер, был скульптором, и жил в Англии.

Портрет ван дер Мейлена,
худ-к Никола де Ларжильер, 1680
«Путешествие Людовика XIV», 1677.
Государственный Эрмитаж, С-Петербург.


Родился Кароль Попп де САТМАРИ (11 января 1812, Клуж – 3 июня 1887, Бухарест) - румынский живописец, фотограф и литограф.

Происходил из семьи венгерских дворян. Юноше прочили церковную карьеру, но Кароль бросил всё и уехал учиться живописи в Вену. Сатмари, имея средства от семьи, был страстным путешественником: он объездил Германию (1835), побывал в Италии и Франции (1836-1840), пересек Карпаты и путешествовал по Валахии, посетил ее столицу Бухарест, где и обосновался в 1843 году, как уже опытный пейзажист и портретист. Художник получал постоянные заказы и от богатых валашских семейств и румынского двора. Он легко осваивал техники и жанры, в которых работал, писал заказные историческо-политические работы, картины на религиозные темы и темы военных баталий, портреты, пейзажи и многофигурные композиции.

Сатмари считается первым в мире военным фотографом: он в течение года снимал боевые действия между российскими и турецкими войсками на Дунае во время Крымской войны 1853-1856 годов. Результатом стал фотоальбом из около двухсот изображений, который он представил на Всемирной выставке 1855 года в Париже.

В конце 1860-х годов Сатмари по заказу княжеского двора задание совершил большое путешествие по всей Румынии, посетил крупные города и маленькие селения, где активно творил, зарисовывая живописные пейзажи, народные костюмы и типажи, городские и сельские виды и интерьеры.

«Крестьянки на речке»


Родился Михаил Константинович КЛОДТ фон ЮРГЕНСБУРГ (11 января 1833, Петербург - 29 мая 1902, Петербург) – русский художник-передвижник, профессор Императорской академии художеств.

Учился в Императорской академии художеств (1851—1858). Первым из русских художников объединил жанровую картину с эпическим пейзажем. Для произведений Михаила Клодта характерны скрупулезный реализм изображения, безукоризненный рисунок с тщательной проработкой деталей, великолепное мастерство перспективных решений, строгость и стройность композиции, умение «одушевить» природу присутствием человека. По словам В. В. Стасова, Клодт утвердился в искусстве как «живописец поэтических сельских настроений».

«Портрет художника Михаила Клодта».
И. Крамской. 1871
«На пашне». 1882


Родился Игнасио Пиназо КАМАРЛЕНХ (11 января 1849, Валенсия — 18 октября 1916, Годелья) — один из самых известных импрессионистов Валенсии.

Был родом из бедной семьи, с детства работал учеником ювелира, позолотчиком, расписывал плитку и веера. В 1864 Пиназо поступил в Академию изящных искусств Сан-Карлос в Валенсии, где учился у Хосе Фернандеса Олмоса. В 1871 году его работы впервые были выставлены на Национальной выставке изящных искусств. Побывав в Италии, Игнасио отказался от исторических тем и начал писать семейные портреты, обнаженные фигуры и сцены из повседневной жизни. Этот стиль испанские историки назовут интимным импрессионизмом.

При этом он был очень востребованным художником, получая много заказов от аристократии Валенсии. Пиназо регулярно принимал участие в ежегодных национальных выставках и регулярно завоевывал на них награды - серебряные медали в 1881, 1885 и 1895 годах, золотые - в 1887 и 1899 годах. В 1896 году художник был избран профессором Академии Сан-Карлос в Валенсии, а в 1903 году академиком Академии живописи Сан-Фернандо в Мадриде. В 1912 году (еще при жизни!) городской совет Валенсии одну из улиц города назвал в его честь.

«Автопортрет», 1895 «Дочери Сида», 1879


Родился Георгиос ЯКОВИДИС (11 января 1853, остров Лесбос — 13 декабря 1932,Афины) — греческий художник, один из самых значительных представителей движения именуемого Мюнхенская школа греческой живописи. Первый директор Национальной галереи Греции.

В возрасте 13 лет он отправился в Смирну к своему дяде, архитектору-самоучке. Проявил интерес к искусству, в основном к резьбе по дереву. В 1870 году поступил в Афинскую школу изящных искусств, которую в 1877 году окончил школу с отличием. В ноябре 1877 года, получив стипендию греческого правительства, Яковидис отправился в Мюнхен, чтобы продолжить своё художественное образование в Мюнхенской академии. В 1883 году закончил Мюнхенскую академию, но продолжал жить и работать в Мюнхене на протяжение 17 лет. Уже в 1878 году он создал в Мюнхене свою мастерскую и частную школу живописи для девиц, которая просуществовала до 1898 года. Своим талантом и работоспособностью Яковидис завоевал всеобщее признание.

В 1900 году была создана Национальная галерея Греции. Яковидис был приглашён греческим правительством вернуться в Грецию и был назначен первым директором Национальной галереи. После смерти своего учителя Никифора Литраса в 1904 году, он был назначен профессором живописи в Афинскую школу изящных искусств. За свой вклад в греческое искусство, Яковидис получил «Орден Спасителя» (Офицер золотого креста). В то же время, Яковидис, будучи портретистом-фаворитом королевской семьи, а также имея почитателей в высоких столичных кругах, стал одним из немногих богатых греческих художников. В 1910 королевским указом ему была поручена дирекция Школы изящных искусств. В 1926 году он был назначен одним из 38 членов только что созданной, Афинской академии наук.

Греческий король Георг I София Прусская, королева-консорт Греции

Яковидис верно следовал немецкому академическому натурализму, так называемой «Мюнхенской школы». Его темы, хотя и полны жизни и греческого света, одержимы театральностью и строгостью академизма. Его отношение к принесенному из Франции, импрессионизму было крайне критическим. Однако современные критики искусства находят, что консервативный Яковидис не стал помехой для своих учеников-авангардистов, хотя и не разделял пути, избранные ими. В годы своего пребывания в Германии, темами его работ были в основном сцены ежедневной жизни, в особенности сцены с детьми, натюрморты, цветы и др. После своего возвращения в Грецию он писал в основном портреты став одним из самых значительных греческих портретистов.

«Детский концерт», 1894


Народився Вітольд Антонович МАНАСТИРСЬКИЙ (11 січня 1915, Львів, Австро-Угорщина — 23 червня 1992, Львів, Україна) — український художник; живописець і графік; педагог. Заслужений діяч мистецтв України (1975).

Першим його учителем малювання був батько - Антон Іванович Манастирський, майбутній народний художник УРСР. Початкову художню освіту Вітольд здобув у Львівській художній школі (1929–1934 рр.), а завершував навчання у Варшавській Академії мистецтв (1935–1939 рр. Викладачі з фаху – Т.Прушковський, Ф.Коварський). У 1937 році за картину «Відпочинок на траві» молодий художник був премійований поїздкою до Парижа.

Вітольд Манастирський працював у галузі станкового живопису. Ще студентом він запозичив деякі технічні прийоми постімпресіоністів, зокрема дрібний роздільний мазок чистих тонів фарб, покладених на білий ґрунт полотна малим округлим колонковим пензлем. Митець однаково плідно працював у побутовій картині, портреті, пейзажі, натюрморті. Був учасником багатьох обласних, міжобласних, зональних, республіканських, всесоюзних та міжнародних виставок. Персональні виставки: 1965 – Львів; 1966 – Київ. Вітольд Антонович неодноразово обирався членом республіканського правління Спілки художників України.

«Садок у Карпатах», 1958

У 1939–1948 рр. викладав рисунок і живопис у Львівському художньо-промисловому училищі (тепер Училище прикладного мистецтва ім. І. Труша). З дня відкриття Львівського інституту прикладного та декоративного мистецтва (з 1947 р.) Манастирський обіймав у ньому посаду викладача кафедри рисунка, з 1954 р. — доцента, а з 1968 р. — професора. З 1974 р. завідував кафедрою живопису.

«Верховинка», 1960


Народився Віктор Васильович ПОЛТАВЕЦЬ (11 січня 1925, Пологи Запорізької обл. - 2003 Київ) - живописець, графік. Народний художник України (1984).

Навчався в Харківському художньому інституті у знаменитого художника А.Кокеля і в майстерні батального живопису М.Дерегуса. Молодий художник викладав у Харківському художньому училищі, пізніше працює в студії ім. М. Грекова в Москві, потім у Києві - редактором у видавництвах «Мистецтво» і «Веселка», успішно виставляється на республіканських і всесоюзних виставках.

Художник відомий своїми ілюстраціями до творів українських і радянських класиків (міжнародна премія за ілюстрації до роману О. Серафимовича "Залізний потік", 1958). Автор численних картин на історичну тематику. В кінці життя улюбленим жанром Віктора Полтавця були пейзажі. Твори художника зберігаються в різних музеях України та зарубіжжя, в т.ч. Національному художньому музеї України (Киів) та Державній Третьяковській галереї (Москва).

«Червоні козаки». 1963


Народився Валерій Лукич БАСАНЕЦЬ (11 січня 1941, Броди, Львівська обл.) — український художник. Один з активних учасників нонконформістського руху Одеси, постійний експонент «квартирних» виставок. Заслужений художник України (2009). Чоловік мистецтвознавця Тетяни Басанець.

1963 року закінчив Одеське художнє училище. Працює у галузях живопису, графіки, скульптури. У 1960-х роках увійшов до групи молодих художників неформального напрямку. Член Національної спілки художників України від 1970 року. Один із засновників Національної асоціації митців (1993). Став одним із фундаторів групи «Човен» (1993) і творчого об'єднання «Мамай» (1998).

Від 1966 року бере участь у художніх виставках. Творчий метод Басанця базується на створенні форми завдяки тонким тоновим нюансуванням силуетного зображення та ідеї метафізичного визначення образів.

«Хмара»


11 січня 1954 року офіційно відкрилася Національна галерея мистецтв Албанії.

Галерея була заснована 1946 року зусиллям групи албанських митців та Комітетом мистецтв. Колекція галереї налічує понад чотири тисячі робіт албанських і зарубіжних майстрів. Постійна експозиція представлена в шести залах галереї.

Перший зал називається «Початок живопису в албанських містах (1883-1930)» і присвячений періоду становлення світського живопису в Албанії. Другий зал - «Реалізм у живопису та Малювальна школа (1930-1950)». У 1931 році в Тирані відкрилася Малювальна школа. Третій зал - «Академічний живопис та історико-політичне мистецтво (1950-1980)». Тут представлені роботи, характерні для часу, коли в Албанії встановився комуністичний режим. Четвертий зал - «Соціалістичний реалізм. Створення моделей Нової Людини (1960-1989)». Для цього періоду албанського живопису характерні обслуговування політичного режиму і пропаганда. П'ятий зал - «Формальний живопис соцреалізму (1969-1974)». В цьому залі представлені роботи, створені в рамках соцреалізму, але під впливом модерністського західного живопису. Шостий зал - «Модерністський живопис і скульптура (1989-2001)». Тут представлені роботи художників, починаючи з 90-х років XX століття.



Народився Василь Михайлович БЕ́ЦА (11 січня 1949, с. Скотарське Воловецького р-ну Закарпатської обл. – 27 вересня 2013, Ужгород) – живописець. Заслужений художник України (2008).

У 1968 році закінчив живописний відділ Ужгородського училища прикладного мистецтва (викладачі - М. Медвецький, Е. Медвецька). У 1978 році закінчив факультет художнього текстилю Ленінградського вищого художньо-промислового училища (зараз – Академія; педагоги з фаху – В. Григор’єв, А. Казанцев). Член Національної Спілки художників України з 1985 р.; 1992– 96 – голова Закарпатської організації НСХУ. Від 1973 учасник художніх виставок, в тому числі закордонних - Австрія, Фінляндія, Франція, Чехія, Словаччина, Угорщина, Румунія, Німеччина. Персональні виставки у Ленінграді (1979), Заґребі (1994), Відні (1997), Ужгороді, Братиславі, Будапешті (усі – 1999). Працював у галузі монументального і станкового живопису. В композиціях домінують майже геометричні різнокольорові площини і напівабстрактні форми. Кольори соковиті, добре згармонізовані й витримані в строгих тонах. Лауреат обласної премії імені Й.Бокшая та А.Ерделі за твір "Барселонська імпровізація" 2012.

«Натюрморт з польовими квітами», 1992-97


Народилася Ірина Василівна ЛИСЕНКО-ТКАЧУК (11 січня 1952, Хабаровськ) - українська художниця, живописець. Заслужений діяч мистецтв України (2000).

Закінчила Київський художній інститут у 1976 році і Творчі майстерні Академії мистецтв СРСР. Викладачі - В. Гурін, О. Лопухов і С. Григор'єв. Член НСХУ з 1984. Професор Національної академії керівних кадрів культури і мистецтв. Живе і працює в Києві. Автор пейзажів і портретів («Портрет М. Грушевського», 1989; «Портрет Святійшого Володимира - патріарха Київського і всієї Русі-України», 1995).

«Зима. Неділя », 1984