10 ноября -Музей українського живопису

10 ноября

Народився Вільям ХОГАРТ (10 листопада 1697, Лондон - 26 жовтня 1764, Лондон) - англійський художник, засновник і знаний представник національної школи живопису, ілюстратор, автор сатиричних гравюр.

Походив з небагатої сім'ї. З дитинства захоплювався малюванням, але був змушений допомагати батькам. У 1713 році Хогарт став учнем у гравера по сріблу. Він виготовляв комерційні візитки, невеликі герби та інші дрібні вироби. Незабаром почав брати уроки живопису в одній з лондонських приватних художніх академій. У 1720 році Хогарт відкриває власну невелику граверну майстерню. Його першими самостійними роботами були графічні сатири на актуальні події та на театральне життя Лондона. Перший живописний твір Хогарта з'явився в 1728 році, це було полотно на сюжет популярної тоді п'єси Джона Гея «Опера жебрака».

Хогарт закинув академію, а з 1724 року став відвідувати школу живопису й малюнка, засновану в домі придворного художника Джеймса Торнхілла, відомого своїми розписами в лондонському соборі святого Павла. У домі Торнхілла Хогарт закохався у дочку художника Джейн. Не сподіваючись на згоду батьків на шлюб, Хогарт вирішив викрасти дівчину й 1729 року таємно одружився з нею. Примиритися зі своїм тестем Хогартові вдалося лише після того, коли він досяг матеріального добробуту і визнання як художник.

«Родина Фаунтейн», 1730-32, Музей мистецтв Філадельфії

В кінці 1720-х років Хогарт написав ряд групових портретів англійських сімей, так звані «розмовні портрети». Художник завоював популярність своїми серіями картин і гравюр: «Кар'єра повії» (1730-31), «Кар'єра марнотратника» (1735), «Модний шлюб» (1745), «Старанність і лінощі» (1747), «Чотири стадії жорстокості» ( 1751), «Вибори в парламент» (1753-54) та інші. Хогарт виконав також безліч окремих гравюр, кілька портретів і ряд історичних картин. У 1753 році вийшов у світ його трактат «Аналіз краси». У 1757 році Георг II призначив Хогарта надвірним живописцем. В середині 50-х років XVIII століття майже в будь-якій англійській лавочці або книжковому магазині можна було купити гравюри Вільяма Хогарта.

«Автопортрет», 1745 «Тріумф обраних до парламенту»


Родился Фредерик Артур БРИДЖМЕН (10 ноября 1847, Таскиги, Алабама, США — 13 января 1928 Руан, Франция) — американский художник-ориенталист.

Начинал учеником гравёра в Нью-Йорке, посещая вечерние занятия сначала в Бруклинской Ассоциации искусств, а затем в Национальной Академии дизайна. В 1866 году Фредерик отправился во Францию, где поступает в студию Жана-Леона Жерома. Вскоре его работы выставляются на парижских салонах. Его картина «A Provincial Circus» имела большой успех в Салоне 1870 года.

Зиму 1872-73 гг. он провёл в Испании и Алжире. Работы, созданные за этот период, с большим успехом были выставлены в Салоне 1873 года, и в результате художник следующей зимой снова посетил Северную Африку, на этот раз Египет, совместно с Чарльзом Спарком Пирсом. Здесь он рисует фрагменты уличной жизни Каира и памятники исламской культуры, а также сюжеты по мотивам его путешествия вверх по течению Нила, которое длилось 3,5 месяца. В Салоне 1877 года особую популярность имела его картина «The Mummy's Funeral».

«Развлечение ассирийского царя»

Пик его карьеры пришёлся на 1881 год, когда была проведена его персональная выставка в American Art Gallery, на которой было представлено более 300 его работ. После этого Бриджман был избран членом Национальной Академии дизайна. В 1907 году его удостаивают Ордена Почётного легиона. После Первой мировой войны его популярность снизилась и он перебрался в Нормандию, где продолжил занятия живописью вплоть до своей смерти.

«Армянская женщина»


Родился Теофиль-Александр СТЕЙНЛЕН (10 ноября 1859, Лозанна — 14 декабря 1923, Париж) — французский и швейцарский художник, график и иллюстратор, работавший как в реалистическом стиле, так и в стиле модерн.

Начинал в Париже в 1878 году техником-чертёжником. Постепенно сблизился с художественной и артистической средой Монмартра, в особенности с посетителями кабаре «Чёрный кот» — в первую очередь, с художниками Анри де Тулуз-Лотреком и Адольфом Вилеттом. Авторству Стейнлена принадлежат многочисленные плакаты кабаре «Чёрный кот», кроме этого он иллюстрирует газеты, журналы и книги, сотрудничает в юмористических журналах. В 1893 году художник впервые выставляет свои работы в парижском Салоне независимых, затем выставлялся в Салоне юмористов.

«Лето. Кот на перилах»

Т.-А. Стейнлен знаменит своими парижскими плакатами, сценами из ночной жизни Монмартра и, конечно, его «кошачьими» картинами и графикой, сделавшими ему имя. Стейнлен был самоучкой, и тем не менее, наследником богатых художественных традиций. Популярность художника сделала его центральной фигурой в европейском искусстве начала XX века, его работы стали источником вдохновения для многочисленных мастеров авангарда, в том числе и Пикассо.

Афиша кабаре «Черный кот»

Родилась Бланш ОШЕДЕ-МОНЕ (10 ноября 1865, Париж — 8 декабря 1947, Живерни) — французская художница-импрессионист, падчерица Клода Моне. Картины Бланш Моне, особенного раннего периода, трудно отличимы от работ Клода Моне, так как она использовала его палитру, кисти, краски и холсты.

Её отец Эрнест Ошеде был предпринимателем, собирал картины импрессионистов и был известным меценатом. После его банкротства семья переехала в дом Клода Моне. Эрнест, однако, проводил большую часть времени в Париже, в конце концов, бросил свою семью и уехал в Бельгию. В 1892 году Бланш стала падчерицей великого художника.

У Бланш Ошеде-Моне обнаружилась любовь к живописи, она проводила много времени в мастерской Клода Моне, стала его помощницей и ученицей. В 1897 году она вышла замуж за сына Клода Моне - Жана. Бланш Ошеде-Моне ухаживала за Клодом Моне до самой его смерти. Её старшая сестра Сюзанна была замужем за американским художником-импрессионистом Теодором Батлером. Бланш участвовала во многих групповых выставках; в 1927, 1931, 1942 и 1947 годах провела персональные выставки. Её работы находятся преимущественно в музеях Франции.

Бланш Моне (возле мольберта) с сестрой Сюзанной
на картине Клода Моне
Бланш Моне «Гортензии. Сад Моне в Живерни», 1942


Родился Дик КЕТ (10 ноября 1902, Ден-Хелдер — 15 сентября 1940, Беннеком) — нидерландский художник, один из представителей течения магического реализма в Нидерландах.

В 20 лет поступил в художественную школу в Арнеме. Из-за своих фобий – боязни открытого пространства и чужих людей – Дик Кет редко покидал дом, где продолжал жить с родителями. В конце 1920-х годов художник экспериментировал с живописью и графикой в стилях модернизма и экспрессионизма. В 1930-е же годы он развил собственный стиль. Его часто причисляют к магическому реализму, получившему распространение в 1930-е годы в Нидерландах. В основном его полотна представляют натюрморты и портреты.

С 1926 года Дик Кет принимал участие в групповых выставках, его работы были замечены, и он был приглашён участвовать в наиболее престижных художественных выставках современного нидерландского искусства. В 1933—1934 годах прошла его персональная выставка в Амстердаме, оставшаяся для Кета наибольшим прижизненным успехом. Дик Кет умер в возрасте 37 лет от остановки сердца.

«Автопортрет», 1932 «Натюрморт с яйцами», 1935


Народилася Параска Петрівна ХОМА (у дівоцтві — Процюк) (10 листопада 1933, с. Чернятин, нині Городенківський район Івано-Франківської обл. — 23 вересня 2016, там само) — майстер народного декоративного розпису. Член Національної спілки художників України (1973), лауреат Всеукраїнської премії імені Катерини Білокур, обласної премії ім. Ярослава Лукавецького. Заслужений майстер народної творчості УРСР (1973).Нагороджена Срібною медаллю Академії мистецтв України.

З 14-ти років працювала в колгоспній ланці. Любила малювати з дитинства, але для суспільства її талант відкрився тільки у 1968 році, коли її син Ярослав, який вчився у Косівському училищі прикладного мистецтва, показав її малюнки своєму вчителеві, професійному художнику Юліану Савці. Того ж року за допомогою директора Львівської національної картинної галереї Бориса Возницького було організовано першу виставку творів Параски Хоми, що проходила у Львівській картинній галереї.

Параска Хома працювала в галузі декоративного розпису. У її картинах переважають квітково-рослинні композиції. Упродовж понад 40 років майстриня намалювала на папері гуашшю й аквареллю понад 5 тисяч творів, на яких показала красу рідної землі, її історію, долю українців образами-символами — декоративними квітами та птахами. Видано альбом кольорових репродукцій малюнків Хоми з текстом українською, російською, англійською, французькою, іспанською та німецькою мовами. Картини художниці зберігаються в музеях Києва, Львова, Канева, Івано-Франківська, Снятина, частина — в збірках Москви, Санкт-Петербурга, в приватних колекціях США, Канади, Польщі, Австралії.