10 июля -Музей українського живопису

10 июля

Згідно з легендою, 10 липня 1040 року англо-саксонська графиня Ґодіва, дружина Леофріка, ерла (графа) Мерсії, проїхала оголеною вулицями міста Ковентрі у Великобританії заради того, щоб її чоловік граф знизив податки для своїх підданих. Ця легенда надихнула багатьох художників з різних країн світу.

Легенда розповідає, що Ґодіва була прекрасною дружиною графа Леофріка. Піддані графа страждали від непомірних податків, а Ґодіва вмовляла свого чоловіка знизити податки. Одного разу, під час бенкету, п'яний Леофрік пообіцяв знизити податки, якщо його дружина проїде оголеною на коні по вулицях Ковентрі. Він був упевнений, що ця умова буде неприйнятною для жінки. Але Ґодіва все-таки пішла на це.

Художник Едмунд Лейтон зобразив момент прийняття Ґодівою рішення (1892)

Жителі міста, які дуже любили та поважали Ґодіву за доброту, в призначений день зачинили віконниці та двері своїх домівок, ніхто не вийшов на вулицю. Так, непоміченою вона проїхала крізь усе місто. Граф був вражений самовідданістю дружини та дотримав слова — знизив податки. Згідно з деякими версіями легенди, тільки один мешканець міста вирішив визирнути, але одразу осліп. Так народився англійський фразеологізм про «підглядаючого Тома».

Скоріше за все, ця легенда слабко зв'язана з реальними подіями. Життя Леофріка та Ґодіви докладно описані в літописах, що збереглися в Англії, але про події, що описані в легенді, в літописах нічого не повідомляється. Дослідження літописів підтвердило, що в Ковентрі, починаючи з 1057 року, податки дійсно не стягувались, але строк у 17 років не свідчить на користь реальності легенди (на той момент Годіві було 77 років).

Памятник леді Ґодіві в центрі Ковентрі Картина Джона Кольєра «Леді Ґодіва» (1898)


Родился Леандро БАССАНО (Леандро дель Понте) (10 июля, 1557, Бассано дель Граппа – 15 апреля, 1622) – венецианский художник, один из трех сыновей художника Якопо Бассано.

Леандро вместе со своим братом Франческо учился в мастерской отца, затем работал у брата в Венеции. Писал картины религиозной и исторической тематики («Вавилонская башня», «Сусанна и старцы», «Моление о чаше», «Моисей, добывший воду из скалы», «Клеопатра и Антоний»), портреты. Участвовал в росписи венецианских церквей, в конце 1590-х был посвящен в рыцари. Кисти Л. Бассано принадлежит цикл картин «Двенадцать месяцев».

В творчестве Леандро Бассано заметно сильное влияние Тинторетто. Большинство его работ не имеют точной датировки, а авторство некоторых точно не установлено. Работы Леандро Бассано представлены в ведущих музеях мира: Уффици, Эрмитаж, Музей Ашмола, Лувр, Лондонская Национальная галерея и др.

«Май» (из цикла «Двенадцать месяцев»)


Родилась Анна Розина де ГАС-ЛИСЕВСКА (10 июля 1713, Берлин - 26 марта 1783, Дрезден) – немецкая художница, член большой династии живописцев.

Родилась в семье художника польского происхождения Ежи (Георга) Лисевского. Ее при крещении нарекли Барбарой Розиной, но со временем первое имя было заменено немецкой формой – Анна. Получив начальное образование в мастерской отца, девушка отправилась в Берлин, где училась у придворного живописца французского происхождения и директора Берлинской Академии художеств Антуана Пэна. В четырнадцать лет Анна Розина написала свой первый «взрослый портрет», причем, позировала ей принцесса Иоганна Елизавета Гольштейн-Готторпская, позже Ангальт-Цербстская, которая известна, прежде всего, как мать российской императрицы Екатерины II.

В 1741 году Анна Розина в Дрездене вышла замуж за художника Давида Маттье и стала приемной матерью четырехлетнему сыну художника, будущему живописцу Георгу Давиду Маттье. Ее брак с Маттье-старшим продлился 14 лет, и она родила двух детей: дочь Розину Кристиану Людовику (1748-1795) и сына Леопольда (1750-1778), которые тоже стали художниками.

«Аллегория слуха»

В 1757-м, 44-летняя художница получила должность придворного живописца при дворе князя Фридриха Августа Ангальт-Цербстского, где за десять лет написала более сорока портретов придворных дам. В 1760 году в Брауншвейге ее вторым мужем стал высокопоставленный чиновник Берлинского суда Луи де Гас. В 1769 году художницу избрали Почетным членом Дрезденской академии изобразительных искусств, а в 1777 году Анна Розина получила статус придворного живописца герцогства Брауншвейг-Вольфенбюттель За время пребывания при дворе Анна Розина написала более шестидесяти портретов, среди которых немало ведущих фигур немецкой эпохи Просвещения.

«Автопортрет», 1767 Портрет писателя и критика Готхольда Эфраима Лессинга


Родился Камиль ПИССАРРО (Жакоб Абраам Камиль Писсарро́; 10 июля 1830, остров Сент-Томас, Вест-Индия – 12 ноября 1903, Париж) – французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.

Родился в буржуазной семье еврея-сефарда и уроженки Доминиканской республики. До 12 лет Камиль жил в Вест-Индии (острова Карибского моря). Затем несколько лет посещал парижскую Школу изящных искусств, после чего вернулся на Антильские острова, работал в Венесуэле. Только в возрасте 25 лет Писсарро окончательно поселился в Париже, где поступил в академию Сюиса. Его учителями были Камиль Коро, Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи. Большое влияние на художника также оказало творчество Джона Констебла и Жана Франсуа Милле. Писсарро писал в это время преимущественно сельские пейзажи, выставлялся в Салонах. Большинство его ранних работ погибло во время франко-прусской войны.

LHermitage at Pontoise, 1867

Писсарро был одним из самых последовательных импрессионистов и единственным художником, который участвовал во всех 8 выставках, устроенных представителями этого направления. Он дружил с Дега, Сезанном и Гогеном. Начав как ученик Коро, Писсарро постепенно выработал собственную живописную манеру с более упорядоченной композицией, точным рисунком и мягкой тональной гаммой. В своих картинах он пытался передать физическое ощущение света, пронизывающего воздух, свежесть окружающей природы, мерцающую дымку парижских бульваров. После знакомства в 1890 году с Жорж-Пьером Сёра Писсарро увлекся техникой пуантилизма (раздельного наложения мазков), но вскоре исчерпал себя в этой манере и вернулся к своей традиционной живописи.

В последние годы жизни у Камиля Писсарро заметно испортилось зрение. Но именно в это время художник создал свою знаменитую серию видов Парижа, ставшую одной из вершин импрессионизма. Писсарро работал, сидя у гостиничного окна, чем объясняется необычный ракурс этих работ. Город на его полотнах предстает как живое существо, полное бесконечного движения и игры света, изменчивое в разное время дня и разные времена года. Только бульвар Монмартр художник запечатлел на 30 картинах.

«Автопортрет» «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно», 1897


Родился Джорджо де КИРИКО (10 июля 1888, Волос, Греция – 20 ноября 1978, Рим) – итальянский художник и теоретик искусства, близкий к сюрреализму.

Родился в Греции в итальянской семье. Учился живописи в Высшей художественной школе в Афинах и во Флоренции, с 1906 года посещал занятия в Художественной академии Мюнхена. Увлечение философией Фридриха Ницше и аллегорической живописью Бёклина подтолкнуло Джорджо де Кирико к толкованию загадочных символов, снов и галлюцинаций. В 1911 году художник приехал в Париж, где сблизился с Пикассо и Аполлинером. С началом Первой мировой войны вернулся в Италию. В 1917 году в военном госпитале Феррары подружился с художником Карло Карра, основал вместе с ним движение метафизической живописи в итальянском искусстве.

«Красная башня», 1913

Наиболее известен «метафизический» период творчества Кирико (1909–1919), когда его работы с изображением пустынных городских площадей и внешне бессмысленные натюрморты («Ностальгия по бесконечности» (1911), «Меланхолия и тайна улицы» (1914), «Ностальгия поэта» (1914), «Метафизический интерьер» (1917), «Большая башня») привлекли внимание Ива Танги, Сальвадора Дали, Рене Магритта. Картины Кирико оказали большое влияние на формирование сюрреализма. В 1930-е годы Джорджо де Кирико пришёл к академизму.

«Автопортрет» «Песня любви», 1914.
Музей современного искусства,
Нью-Йорк


Родился Джек КОГГИНС (10 июля 1911, Лондон — 30 января, Беркс, Пенсильвания, США) – американский художник, автор книг о космических путешествиях, которые сам Коггинс и иллюстрировал.

Учился в Центральной школе искусств в Нью-Йорке. Кроме рисунков к собственным произведениям, Коггинс работал над иллюстрациями в рекламе, обложками журналов и иллюстрациями к журнальным статьям. За всю карьеру художника Джек Коггинс нарисовал около 1000 картин и на протяжении 45 лет давал уроки. Преподавал изобразительное искусство в Институте искусств в Вайомиссинге c 1957 по 2001 год, даже когда в результате инфекции после операции потерял левый глаз.



Родился Джозеф «Джо» ШУСТЕР (10 июля 1914 Торонто, Канада — 30 июля 1992, Лос-Анджелес, США) — канадо-американский художник, автор комиксов, создатель Супермена.

Совместно с писателем Джерри Сигелом является автором одного из самых узнаваемых персонажей комиксов и поставленных по ним фильмов — Супермена. Этот персонаж занимает первое место в списке IGN «100 величайших героев комиксов».

Родился в еврейской семье: его отец, Юлий, иммигрант из Роттердама, мать Ида, родом с Украины. Мальчишкой работал продавцом газет в родном Торонто, в свободное от учебы и работы время рисовал на кусках обоев, подобранных на улице. В 1924 году его семья переехала в США, в Кливленд, и там Джо подружился со своим будущим соавтором Джерри Сигелом. Оба юноши были страстными любителями фантастики. В ставшем классическим облике Супермен предстал перед читателями в июньском номере сборнике комиксов "Action Comics" за 1938 год, владельцам которого Сигел и Шустер продали права на персонажа за 130 долларов. Впоследствии, когда Супермен стал очень популярен, его создатели неоднократно пытались в суде вернуть себе права на него, но безуспешно.

Придумывая образ Супермена, Шустер взял за основу внешность Дугласа Фэрбенкса для героической ипостаси персонажа, и Гарольда Ллойда — для его альтер эго Кларка Кента.



Родился Александр Васильевич БАЙДУКОВ (10 июля 1923, с. Троицкое Запорожской обл. – 28 ноября 2005, Луцк) – живописец, народный художник Украины (2003).

В 1939 году поступил в Днепропетровское художественное училище. Учебу прервала война: художник дошел до Берлина, награжден боевыми орденами и медалями. С 1947 года А. Байдуков работал в Волынской области, с 1993 – глава Волынской областной организации НСХУ. С 1989 года Байдуков – заслуженный художник Украины. В 1998 году – лауреат премии им. Иова Кондзелевича.

А. В. Байдуков – автор многочисленных пейзажей и натюрмортов, участник 30 республиканских, региональных и международных художественных выставок. Кисти живописца принадлежат циклы работ «Лесин край», «Запорізька Січ», «Козацькі могили», «Пам'ятники архітектури України», «Краса рідного краю». Всего Александр Васильевич написал более 1000 работ, провел 22 персональные выставки.

«Мавка», 1972


Родился Любомир Мирославович МЕДВИДЬ (10 июля 1941, с. Варяж, Сокальский район, Львовская обл.) – львовский живописец и график, профессор. Академик Академии искусств Украины. Народный художник Украины (1999).

В 1965 году окончил Львовский институт прикладного и декоративного искусства (педагоги Р. Сельский, К. Звиринский, В. Манастырский). Персональные выставки художника прошли во Львове (1972, 1987, 1990, 2011), Торонто (1990), Нью-Йорке (1991). В 1987 получил звание заслуженного деятеля искусств Украины. Профессор кафедры монументальной живописи Львовской академии искусств.

«Новая улица в селе Рудно», 1976

В советский период, находясь во внутренней эмиграции, был художником львовского андеграунда. Живопись Любомира Медвидя глубоко интеллектуальна, с неповторимыми притчевыми интонациями. Автор циклов: «Периферии», «Terra incognita», «Ecce homo» «Интерьеры», «Розточча», «Блудный сын» и других. Расписал церкви в с. Суховоля возле Львова, в Оттаве (Канада). Отдельные работы художника есть в соборе св. Юра (Львов).

Искусствовед Ольга Петрова пишет о творчестве Л. М. Медвидя: «Художник – свидетель драматичного ХХ – начала ХХІ века в сочувственном (но не сентиментальном) отношении к человеку по-современному продолжает линию европейского гуманизма в формах экзистенциализма. В каждой его работе, как и в последнем цикле «Блудный сын» (2012–2013 гг.), в гиперреалистических, драматических произведениях центральной фигурой остается Человек и его судьба. Он живет в сложное время. Художник это показывает».

Картина из проекта «Блудный сын»


Родился Валентин Дмитриевич СЕРГЕЕВ (10 июля 1936, Курск) – художник-график. Заслуженный деятель искусств Украины (1982). Профессор (1987).

Окончил Киевский государственный художественный институт (1967). Педагоги по специальности - И. Селиванов, Л. Чичкан. Работает в области живописи, графики. Основные произведения: серии - "Земля полтавская" (1997), "Утро", "Вечер", "Ночь" (1998-2000). Член НСХУ (1969).