10 июня -Музей українського живопису

10 июня

Родился Фёдор (Фиделио) Антонович БРУНИ (1799, Милан — 1875, Санкт-Петербург) — русский художник итальянского происхождения, представитель академизма.

Родился в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который в 1807 году приехал в Россию. Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, где занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева. Окончил курс в 1818 году и уехал в Италию для совершенствования своего мастерства. Во время пребывания в Риме Бруни написал ряд картин на религиозную и историческую тематику, завоевав известность уже в молодом возрасте. За свою первую же большую работу «Смерть Камиллы, сестры Горация» он впоследствии получит в Петербурге звание академика.

В 1836 Бруни приехал по вызову в Петербург, где работал над алтарем Казанского собора и занял должность профессора в Академии художеств. Художник еще дважды возвращается в Рим, где заканчивает одну из своих главный работ — грандиозное полотно размером 5,65 х 8,52 метров на тему «Воздвижение Моисеем медного змия».

«Медный змий», 1841. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картина была перевезена в Петербург, где вызвала бурю восторгов и была приобретена для Эрмитажа за 70 тысяч рублей. В настоящее время «Медный змий» находится в Русском музее рядом с картиной Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Федор Бруни также создал 25 картонов для росписей Исаакиевского собора в Петербурге. Его другие известные работы — «Моление о Чаше», «Вакханка и Амур». Кроме исторических и религиозных картин он также писал портреты, создал 30 листов офортов на темы русской истории.

В 1849 художник был назначен хранителем картинной галереи Эрмитажа, а в 1855 стал ректором Академии художеств по отделу живописи и ваяния. К концу жизни Федор Бруни был почётным членом Болонской и Миланской академий искусств, почётным профессором Флорентийской Академии художеств и Академии Святого Луки в Риме.

Портрет работы А. Г. Горавского, 1871 «Вакханка, поящая Амура». 1828


Народився Іван Іванович СОКОЛОВ (10 червня 1823, Астрахань - 19 листопада 1918, Харків) - російський живописець-жанрист, який багато працював в Україні.

Початкову художню освіту здобув на батьківщині в Астрахані. Навчався в Імператорській Академії мистецтв у О. Т. Маркова. Багато подорожував, за картини, написані за кавказькими мотивами ( «Продаж невільниць на східному березі Чорного моря», «Кавказький пейзаж») був відзначений медалями Академії. Після закінчення Академії І. Соколов пише багато жанрових картин ( «Малоросіянки на Трійцю», «Прощання косаря», «Парубки»). Численні пейзажі і полотна на побутові теми приносять художнику популярність і офіційне визнання: у 1857 році йому присвоюють звання академіка, в 1860 - звання професора.

«Ніч на Івана Купала», 1856

Соколов був знайомий з Тарасом Шевченком, часто й подовгу бував на Україні. Створив багато робіт на українську тематику: «Проводи до міста парубків, призначених у рекрути», «Дівчата ворожать у ніч під Івана Купала», «Ранок після весілля в Малоросії», «Кобзар» і ін. Лев Жемчужников за малюнками Соколова вигравірував 17 офортів для альбому «Мальовнича Україна». Крім картин олією писав прекрасні акварелі. Однак після 1860 року залишив живопис, перестав брати участь у виставках. Останні роки прожив в Харкові, був віце-президентом харківського товариства любителів витончених мистецтв.

«Біля шинку», 1864. Закарпатський обласний художній музей ім. Й. Бокшая, Ужгород


10 июня 1911 года королева Нидерландов Вильгельмина открывла новый музей — Дом Рембрандта на улице Йоденбреестраат в Еврейском квартале Амстердама.

Дом, в котором художник прожил двадцать лет после женитьбы на Саскии и где он создал такие шедевры, как «Ночной дозор», к началу XX века пришёл в полный упадок. Потребовались четыре года усилий реставраторов, чтобы восстановить строение и устроить в нём музей одного из самых великих в мировой истории живописцев. Рембрандт приобрёл этот дом на пике славы в 1639 году и проживал нём до своего банкротства в 1656 году.

Мастерская Рембрандта

В музее восстановлена историческая обстановка времени Рембрандта: кухня, жилые комнаты и мастерская художника. Источником для экспозиции музея стала опись, составленная нотариусом при продаже всего имущества художника с аукциона. В интерьере дома-музея представлены картины современников Рембрандта, его учеников, и его учителя Питера Ластмана.


Ныне экспозиция музея представляет собой наиболее полное собрание графических работ Рембрандта. Здесь находятся 260 из 290 офортов художника. Кроме того, в музее можно ознакомиться с техникой изготовления офорта. Помимо основной экспозиции в музее проходят временные выставки.

Дом Рембрандта Рембрандт. «Пейзаж с тремя деревьями»


Родился Элий (Елигий) Михайлович БЕЛЮТИН (10 июня 1925, Москва — 27 февраля 2012, Москва) — российский художник и теоретик искусства. Основатель и руководитель студии «Новая реальность». Автор «Теории всеобщей контактности».

Окончил художественный факультет Педагогического института. Учился у Аристарха Лентулова, Льва Бруни, Павла Кузнецова. С 1950 года Белютин начинает преподавательскую деятельность. Сначала в Московском товариществе художников, потом, с 1954 года, руководит «Экспериментальной студией живописи и графики». Белютин был прекрасным педагогом и тонким психологом. За ним шли сотни увлеченных искусством человек. Студия провела знаменитую "Таганскую" выставку в ноябре 1962 года, на открытии которой присутствовали иностранные журналисты. Фильм о выставке показало американское телевидение. Белютин также был соорганизатором выставки в Манеже, посвящённой 30-летию Московского отделения Союза художников СССР. Работы студийцев вызвали жесткую критику со стороны руководителя СССР Н. С.Хрущёва, осмотревшего экспозицию 1 декабря 1962. Все картины студии Э. М. Белютина были сняты.

Реакция Н.С. Хрущёва на картины студийцев Элия Белютина

В 1969 Итальянской Академией современного искусства художнику была присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение». В 1970 был избран членом Итальянской Академии современного искусства, присуждение премии Дженнаццано и золотой медали международной Биеннале фигуративного искусства (Италия). В 1970-е участвовал в выставках в Италии, Германии, США, Бельгии, Англии.

В своем творчестве Белютин проделал путь от абстрактного экспрессионизма ранних лет к сугубо схематичному письму позднего периода. Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма, художник создает свой особый художественный стиль, так называемую «модульную живопись», язык символов.

Свою педагогическую методику Элий Белютин оформил в «Теории всеобщей контактности», пересекающуюся в своих изначальных посылах с известной теорией Г. Юнга о занятии живописью как способе терапии при нарушениях психоэмоционального строя. Теория контактности исходит из того, что искусство является самой яркой формой проявле¬ния творческой потенции человека и может стать истинным стимулом развития общества.

На выставке работ Элия Белютина


Народився Микола Пантелеймонович БАБАК (10 червня 1954, с. Воронинці, Черкаська обл.) – черкаський художник, письменник, колекціонер, видавець. Народний художник України (2016).

Після служби в армії працював художником-оформлювачем у Черкаському об'єднанні «Азот», потім - на Черкаському комбінаті художньої реклами. Кілька років у складі групи художників займався монументальними проектами (розписи, мозаїки, вітражі) в Росії.

М. Бабак працює у напрямах гіперреалізму, неоекспресіонізму, трансавангарду, створює живописні роботи, асамбляжи, фотоінсталяції. Дотримується концептуальних та стильових принципів поставангарду. Відомий участю у 51-ій Венеціанській бієнале сучасного мистецтва з національним проектом «Діти твої, Україно» (2005).

Лауреат Национальной премии України імені Тараса Шевченка 2010 року - за монографію «Народна ікона Середньої Наддніпрянщіні XVIII-XX ст. в контексті селянського культурного простору» (у складі колективу). Член НСХУ (1990). Роботи знаходяться в Національному художньому музеї України, Дирекції художніх виставок Міністерства культури і туризму України, Дирекції художніх виставок НСХУ та приватних зібраннях багатьох країн світу. Живе і працює у м.Черкаси.

«Передранкова сублимація», 1996