10 мая -Музей українського живопису

10 мая

Родился Фредерик де МУШЕРОН, известный как Старший (10 мая 1633 год, Эмден — 2 января 1686 года, Амстердам) — голландский художник-пейзажист так называемого «Золотого века» в Нидерландах.

Ученик Яна Асселина (1610-52), обучавшийся затем во Франции и после трудившийся на своей родине, в Амстердаме. Отец пейзажистов Изака де Мушерона и Фредерика де Мушерона Младшего.

Его картины, изображающие южные, преимущественно гористые местности и отличающиеся широким декоративным исполнением, коричневатые по общему тону, в которых он с особенной любовью воспроизводил эффекты солнечного заката и серых облаков, иногда напоминают пейзажи Я. Бота (1618—52), но уступают им в мастерстве техники и в силе красок. Произведения этого художника представлены во многих европейских картинных галереях.

«Итальянский пейзаж с круглой башней», 1667


Кацусика ХОКУСАЙ (1760, Эдо (ныне Токио) — 10 мая 1849, там же) — великий японский художник укиё-э, иллюстратор, гравёр периода Эдо. Работал под множеством псевдонимов.

Родился в семье ремесленника-зеркальщика. в обучение. Начал рисовать в возрасте около шести лет, возможно обучаясь искусству у отца, чья работа над зеркалами включала в себя их роспись. В 1770 году мальчик устраивается в книжную лавку разносчиком книг в район Ёкомотё. Приблизительно с 1773 года работал в мастерской гравёра. На данный период приходится расцвет гравюры в Японии, которая начинает пользоваться большой популярностью. В 1778 году Хокусай поступил учеником в студию Кацукава Сюнсё (1726—1792), известного художника укиё-э, прославившегося портретами актёров кабуки. Его мастерская принадлежала к числу крупнейших в Эдо. Хокусаю дозволено выступить с самостоятельными работами, и первым его опытом в 1784—1785 годах становятся гравюры в жанре якуся-э (один из видов театральной гравюры). Тонкий вкус, умение передать ухватить самое важное, тщательная проработка произведений — всё это ведёт к появлению собственного стиля. Уже вполне сформировавшийся художник, каким был Хокусай в это время, тяготился ролью ученика и примерно в 1795—1796 году Хокусай покидает дом Кацугава.

«Гибискус и воробей»

Начав самостоятельную жизнь, он столкнулся с большими трудностями. Известно, что ему приходилось жить впроголодь, заниматься мелкой торговлей, чтобы как-то прокормить себя. Но в это время и происходит формирование Хокусая как мастера. Он изучает разные школы живописи. Между 1796 и 1799 Хокусай пишет много одиночных гравюр и альбомных листов. Последние «суримоно» — так назывались эти выполненные по заказу оттиски — имели колоссальный успех. В результате другие художники сразу же принялись их имитировать.

Как раз в 1796 художник стал использовать ставший впоследствии широко известным псевдоним Хокусай. Этим именем он, начиная с 1798, подписывал гравюрные листы и живописные работы, некоторые выполненные по заказу иллюстрации он подписывал псевдонимом Тацумаса, иллюстрации для коммерческих романов выходили под именем Токитаро, другие многотиражные гравюры и иллюстрации к книгам были подписаны Како либо Соробэку.

«Лодки и луна»

Хокусай, завоевав определённый авторитет, часто демонстрировал своё искусство на публике. В 1804 на территории храма Эдо художник нарисовал изображение Бодхидхармы размером в 240 м². Между 1804 и 1813 проиллюстрировал комические повести, т. н. «ёмихон», известных авторов Кёкутэя Бакина и Рютэя Танэхико.

«Большая волна в Канагаве», 1823—1831

Знаменитая серия пейзажных гравюр «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов горы Фудзи») начала выходить в 1831 г., а в начале 1830-х гг. Хокусай выпустил гравюры известных водопадов, мостов, птиц и привидений, то есть те работы, которыми он известен более всего в наше время. В 1839 г. в мастерской Хокусая случился пожар, уничтоживший все наброски и рабочие материалы. После этого Хокусай, по всей видимости, рисовал совсем немного и практически не выпускал гравюр и книжных иллюстраций.

Хокусай, как и японское искусство в целом, оказал существенное влияние на европейское искусство XIX века: ар-нуво (югендстиль) и французский импрессионизм. В характерных для югендстиля напряжённых и извилистых линиях, названных критиками «ударом бича», заметно влияние мотивов Хокусая. Тематика гравюр Хокусая присутствует в работах Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара.

«Автопортрет» «Кадзикадзава в Косю», 1826-1833 (из серии «36 видов горы Фудзи»)


Юзеф (Йосип) РЕЙХАН (1762, Замосць — 10 травня 1818, Львів) — польський художник, портретист, який працював у Львові.

Народився в родині вихідця з Саксонії, що оселився в Польщі під час правління Августа III, художника Мацея Рейхана, у якого отримав перші уроки живопису. Продовжив навчання в художній майстерні в Королівському палаці у Варшаві під керівництвом Марчелло Бачіареллі.

Учасник повстання Костюшка. У 1794 році служив в артилерії. Під час штурму Варшави отримав важке поранення. Після придушення повстання знаходився на лікуванні в маєтку Чарторийських у Пулавах.

У 1798 році Юзеф Рейхан оселився у Львові, де жив і творив до своєї смерті в 1818 році. Був похований на Личаківському цвинтарі.

Крім портретів, створив ряд картин на релігійну і жанрову тематику. Нащадками Юзефа були польські художники - син Алоїзій Рейхан і онук Станіслав Рейхан.

«Портрет Аполонії Камінської (з Соколовських)», 1815 Чоловічий портрет


10 мая 1877 года открыл двери для публики Художественный музей Филадельфии (англ. Philadelphia Museum of Art, сокр. PMA) — один из крупнейших в США музеев изобразительного искусства.

Музей был организован в связи с проведением в Филадельфии всемирной выставки 1876 года, приуроченной к столетию принятия Декларации независимости. Центром торжеств стал так называемый Мемориальный зал в стиле бозар, переданный по окончании выставки под создающуюся музейную экспозицию. В 1919 году по решению городских властей было начато строительство нового здания музея в стиле неоклассицизма. В закладке здания музея и финансировании его строительства принимали активное участие масоны. В 1928 году новое здание (прозванное в народе «большой греческий гараж») приняло первых посетителей. С 1929 года в ведении администрации находится также близлежащий музей Родена.

Из музейного собрания: Пьер Огюст Ренуар. «Большие купальщицы»

Музейное собрание славится в основном произведениями пенсильванских художников (в частности, Томаса Икинса) и шедеврами живописи Новейшего времени, среди которых — «Танец в Мулен-Руж» Тулуз-Лотрека, «Большие купальщицы» Ренуара, «Мягкая конструкция с варёными бобами» Сальвадора Дали, а также наиболее знаменитые произведения Марселя Дюшана («Обнажённая, спускающаяся по лестнице», «Невеста, раздетая своими холостяками» и др.).

Из музейного собрания: Поль Сезанн. «Большие купальщицы», 1898-1905


Родился Чжан ДАЦЯНЬ (10 мая 1899, Нэйцзян, провинция Сычуань – 2 апреля 1983, Тайбэй, Тайвань) – китайский живописец, один из ведущих художников ХХ века.

Родился в бедной семье. С детства занимался каллиграфией, зарабатывал на жизнь, переписывая стихи. После смерти невесты в 21 год ушел в монастырь, но вскоре разочаровался в буддизме. Много путешествовал, учился у известных художников и каллиграфов Ли Мэйаня и Цзэн Нунжаня. В 1926 году Чжан организовал свою первую выставку в Китае, представив более своих 100 работ. Выставка прошла с огромным успехом, принеся известность художнику. В 1930-х годах Чжан Дацянь организовал школу живописи, позже некоторое время работал заместителем ректора Института искусств в Пекине. Всего за жизнь у мастера было около 100 учеников, большинство из них стали известными художниками.

После Второй мировой войны Чжан Дацянь путешествовал по миру, жил в Бразилии, Аргентине и США. Познакомился с Пабло Пикассо и пытался перенять элементы современной европейской живописи. В 1965 году изобрел технику прерывистой туши и широких мазков. Подобно другим китайским художникам, Чжан Дацянь достиг вершин мастерства довольно поздно, уже после 50 лет. Им восхищались, называя «императором китайских художников», «гением пяти столетий», признавали лучшим современным художником мира. Его картины, написанные на тончайшем шелке, представляют изящное сочетание стихов, каллиграфии, живописи и печатей – четырех составляющих китайской живописи.

В 2011 году, когда за его работы аукционисты выручили 506,7 миллиона долларов, Чжан Дацянь стал самым продаваемым художником мира, опередив Пабло Пикассо, который до этого почти 15 лет удерживал лидерство по продажам.



Народився Михайло Ілліч КРИВЕНКО (10 травня 1921, Алтайський край - 21 грудня 2008, Київ) - український живописець. Народний художник України (1977). До 1944 року навчався в Алма-Атинському художньому училищі. У 1950 році закінчив Київський художній інститут, де його викладачами були: А. Петрицький, К. Єлева, М. Шаронов, В. Костецький, Ю. Садиленко, С. Гріш, Т. Яблонська. Працював у галузі станкового живопису. Автор численних картин на історичну тематику. Учасник республіканських, всесоюзних і зарубіжних виставок. Заслужений діяч мистецтв УРСР з 1967 року. Жив і працював у Києві. Твори художника представлені в Національному художньому музеї України, в музейних та приватних колекціях в Україні та інших країнах.

«Їхав козак на війну», 1954


10 мая 1938 года открылся Кло́йстерс (англ. The Cloisters) — музей в Нью-Йорке, филиал Метрополитен-музея. Находится на северном холме Манхэттена. В экспозиции музея собраны привезённые из Европы артефакты средневекового западноевропейского искусства (архитектура, скульптура, живопись).

Стилизованный под средневековый замок музей и парк вокруг него были созданы на деньги Дж. Рокфеллера. Он передал музею большую часть своей коллекции предметов искусства Средневековья.

В Клойстерсе представлены клуатры (крытые галереи, англ. cloisters) из пяти французских монастырей XII—XV столетий. Также в музее имеется девять выставочных помещений, экспонаты в которых расположены в порядке хронологии. Над центральным входом возведена квадратная башня.

В коллекции музея представлены более 5000 произведений романского и готического искусства: картины, скульптуры, гобелены, витражи, изделия из слоновой кости. Среди наиболее значимых экспонатов — «Алтарь Мероде» и цикл гобеленов «Охота на единорога».

Гобелен из цикла «Охота на единорога»