10 марта -Музей українського живопису

10 марта

Родился Виллем РУЛОФС (10 марта 1822, Амстердам — 12 мая 1897, Berchem, Бельгия) — голландский пейзажист и естествоиспытатель.

Картины этого художника изображают почти исключительно голландские равнины или холмистые местности Арденн, оживлённые по большей части фигурами животных. Их достоинства — хороший рисунок, тёплый колорит и сильная передача преимущественно сурового, меланхолического впечатления природы. Кроме живописи, Рулофс успешно занимался гравированием, и его офорты собственной композиции очень уважаются любителями подобных произведений. Как естествоиспытатель, Рулофс занимался энтомологией: он изучал насекомых и издал несколько научных статей о них.

«Летний пейзаж с коровами»


Народилась Марія Евфросіна СПАРТАЛІ, потім - СТІЛЛМАН (10 березня 1844, Лондон — 6 березня 1927, Лондон) — британська художниця-прерафаеліт.

Народилась в Лондоне в сім'ї заможного грецького торговця, відрізнялася рідкісною красою. У 20-річному віці почала займатися живописом у Форда Медокса Брауна. Багато художників звертались до неї із проханням позувати для їх картин. Її зображали Браун, Бьорн-Джонс, Джулія Маргарет Камерон, Россетті, Спенсер-Стенхоуп. У 1871 рок, всупереч бажанню батьків, Марія Спарталі вийшла заміж за американського журналіста і художника Вільяма Джеймса Стіллмана.

Теми картин Спарталі-Стіллман типові для прерафаелітів: жіночі фігури, сцени із Шекспіра, Петрарки, Данте, Боккаччо, також італійські пейзажі. Виставки Спарталі проходили у багатьох галереях Англії й США, включаючи Королівську академію мистецтв та Всесвітню виставку у Філадельфії (1876). Понад сто робіт художниці зберігаються в музеях Великобританії та США.

Портрет Марії Спарталі роботи Россетті. 1869 «Посланник кохання». 1885


10 марта 1914 года суфражистка Мэри Ричардсон (1889-1961) зашла в Лондонскую Национальную галерею и семь раз ударила топором полотно Веласкеса «Венера с зеркалом». Впоследствии она написала, что это был акт протеста против ареста её подруги г-жи Панкхёрст.

Мэри Рэлей Ричардсон была родом из Канады и в начале ХХ века считалась одной из самых воинственных английских суфражисток – движение за предоставление женщинам избирательных прав и против их дискриминации в целом в политической и экономической жизни. Она занималась поджогами, била окна в Министерстве внутренних дел, взрывала железнодорожные станции. Её арестовывали 9 раз, в общей сложности она провела в заключении около 3 лет. Позже она стала одним из лидеров женского подразделения Британского союза фашистов. Оставила политику в 1935 году. Мэри Ричардсон в 1953 году написала автобиографию "Смех и неповиновение".

О своём акте вандализма Ричардсон рассказывала так: «Эта картина – бесценное произведение, выставленное в Национальной галерее, пришла на ум совершенно случайно. Если я ее сумею повредить, то это привлечет внимание мировой общественности к нашим требованиям…

Диего Веласкес «Венера с зеркалом», около 1647-1651

Мой топор, купленный на последние шиллинги, устроился в левом рукаве куртки и удерживался на месте цепочкой на булавке… Это был выходной день, было много людей. Я продолжала идти с толпой, не привлекая к себе внимания. На первой площадке лестницы я остановилась и оттуда увидела "Венеру"… Я бросилась к картине, и мой первый удар топором просто сломал защитное стекло. Звук бьющегося стекла привлек внимание дежурного у двери, но на мое счастье он предпринял чрезмерные усилия, чтобы добежать до меня, и поскользнулся на полированной поверхности пола и упал лицом вниз. Это позволило мне свободно ударить топором ещё четыре раза, прежде чем я была атакована… Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологической истории в знак протеста против правительства и в честь миссис Панкхерст».

Мэри Ричардсон Повреждения картины


Народилась Олена Петрівна ГОДЕНКО-НАКОНЕЧНА (10 березня 1954, Мінськ) – дніпропетровський мистецтвознавець, культуролог. Член Національної спілки художників України з 1989.

Закінчила Київський художній інститут (1977; викладачі - П. Білецький, Л. Міляєва, Л. Сак). Працювала викладачем історії мистецтв у Дніпропетровській дитячій художній школі; від 1982 – методистом Дніпропетровського управління культури; від 1985 – викладачем історії мистецтва, у 1992–1997 рр. – директором Дніпропетровського художнього училища. Від 1999 – викладач культурології Дніпропетровського університету внутрішніх справ. Співзасновниця у Дніпропетровську «Пан-Української галереї» (1991), організатор міжнародної бієнале «Пан-Україна» (1992, 1995). Наукові дослідження стосуються національних особливостей сучасного українського образотворчого мистецтва, семіотики культури, дитячої творчості, проблем естетичного виховання.