1 ноября -Музей українського живопису

1 ноября

1 ноября 1512 года — впервые был показан публике потолок Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело.

В 1508—1512 годах Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками по заказу папы Юлия II. Четыре года художник, лежа на спине на высоченных лесах, при плохом освещении и без помощников расписывал потолок площадью 600 м2. С тех пор об этих фресках, героями которых Микеланджело сделал персонажей Ветхого Завета, были написаны сотни тысяч страниц, но общепринятого толкования их глубинного смысла выработано так и не было. 31 октября 1512 года Папа Юлий II отслужил торжественную вечерню в честь создания фресок на своде Сикстинской капеллы. Позднее, в 1536—1541 годах, Микеланджело расписывал алтарную стену — фреска «Страшный суд», по заказу папы Павла III.

Сикстинская капелла — бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473—1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Капелла была освящена 15 августа 1483 года — в праздник Вознесения Богоматери. С конца XV века в Капелле проходят Конклавы. Первым Конклавом, прошедшим в Капелле, был Конклав 1492 года, на котором был избран Александр VI. Ныне Капелла — музей, выдающийся памятник Возрождения, который по-прежнему используется для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу римского.

Сикстинская капелла, вид сверху Потолок Сикстинской капеллы


Родился Пьетро да КОРТОНА (1 ноября 1596, Кортона, Ареццо — 16 мая 1669, Рим) — итальянский живописец и архитектор.

Настоящее имя — Пьетро Берреттини. Будучи уроженцем Тосканы, он начинал свою деятельность там, но уже с 1612 г. начал работать в Риме. Один из самых ярких мастеров эпохи барокко, создатель пышных театрализованных фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции. Его монументальные циклы росписей, алтарные образы для церквей, станковые живописные работы по заказам аристократии отличались высоким уровнем исполнения и вдохновением. В свою манеру, основанную на принципах классицизма мастеров болонской школы, подражание Карраччи, Кортона привносил живые, полные фантазии детали, динамичные ракурсы, часто заимствованные из античной пластики, а также торжественную и нарядную праздничность.

Пьетро да Кортона проявил себя и как выдающийся архитектор. Одним из примеров его большого дарования является ансамбль площади с церковью Санта-Мария-делла-Паче.

После смерти Гвидо Рени в 1642 году, Пьетро да Кортона перебрался в Болонью, где стал главой местной живописной школы. В самых поздних работах его ранее пышный театрализованный живописный стиль всё больше приобретал черты продуманного аскетизма.

«Автопортрет» «Мадонна и святые»


Помер Гендрік ТЕРБРЮГГЕН (1588, можливо, в Гаазі — 1 листопада 1629, Утрехт) — нідерландський художник 17 століття. Відомий караваджист з міста Утрехт. Малював релігійні картини, полотна з філософами і музикантами.

Точних відомостей про день і місце народження Тербрюггена не збережено. Можливо, це Гаага чи Девентер. Походить з аристократичної католицької родини, що перебралась до безпечного Утрехта, де мешкала могутня католицька громада в протестантській Голландії. Чоловіки родини були вояками, шестеро братів Гендріка оберуть кар'єру військових, і лише він — художника. В 13 років батьки віддали його до майстерні художника Абрахама Блумарта, представника нідерландського маньєризму.

У 1604 р. Гендрік їде до Італії, де живе і працює 10 років. Найбільший вплив на його свідомість художника мали твори Караваджо та його послідовників, особливо Бартоломео Манфреді. Гендрік мешкав у Римі. У 1615 р. - повернення до Нідерландів. 1616 роком датовано його вступ до Гільдії Св. Луки міста Утрехт. Того ж року восени 27-річний майстер бере шлюб з дочкою бухгалтера Якобою Вербек. Через 13 років художник помре, залишивши дружині вісім дітей.

«Покликання святого Матвія», 1621

Рубенс поважав твори Тербрюггена і стверджував, що той найкращий з художників Утрехта. Більшість його моделей простонародні, демократичні, а то й грубі особи ринків, бідних кварталів і портових вулиць. Здається, лише в картинах з філософами та музикантами він згадував про свої шляхетні корені. І тоді дбайливо малював людей, що опанували освіту, ноти, грали на музичних інструментах, знали не тільки сусіда-рибника чи сварливу торговку-п'яничку, а й героїв Давньої Греції, подорожували Італією, цінували філософські трактати і шляхетне дозвілля.

«Усміхнений філософ Демокрит» (1628)


Родился Джузеппе БОНИТО (1 ноября 1707, Кастелламмаре-ди-Стабия — 19 мая 1789, Неаполь) — итальянский художник неаполитанской школы, писавший в переходный период от позднего барокко к классицизму.

Дж. Бонито был учеником неаполитанского художника Франческо Солимена. Позднее Бонито находит свой собственный творческий стиль, для которого характерны особое освещение на полотне фигур и построек. Основными темами картин художника были портрет и жанровые сценки. Полотна Дж. Бонито, изображающие уличные сценки с беспризорными детьми и фигурами из комедия дель арте, грубоваты, однако очень красочны и живы. Художник много внимания уделял фресковой живописи. Он оставил также многочисленные произведения религиозной живописи, написанные по заказам различных неаполитанских церквей и соборов.

В 1751 году Дж. Бонито становится придворным художником неаполитанского королевского двора, в 1752 его принимают в члены академии святого Луки в Риме. В 1755 году Бонито возглавляет открытую в Неаполе Академию ди Белла Арти и становится директором королевской фабрики гобеленов.

«Концерт»

Умер Гаспаре ТРАВЕРСИ (декабрь 1722 или январь/февраль 1723, Неаполь — 1 ноября 1770, Трастевере, Рим) — итальянский художник эпохи рококо. Творчество Г. Травести принадлежит к неаполитанской школе живописи.

О жизненном пути Г. Траверси известно крайне мало. Уроки рисования брал в мастерской известного неаполитанского художника Франческо Солимены. В 1742 году в Неаполь приезжал генеральный викарий ордена францисканцев, фра Рафаэлло Росси да Луганьяно, ставший на долгие годы покровителем и постоянным заказчиком Г. Траверси. В 1748 году художник приехал в Рим, в 1752 переселился в этот город окончательно и жил в римском районе Трастевере, за Тибром.

Г. Траверси как художник был почти полностью забыт вскоре после своей смерти и вновь открыт уже в 1920-е годы итальянскими историками искусства. В настоящее время известны около 200 его картин — религиозного содержания, жанровые полотна, а также портреты. Как великолепный портретист, уже в Риме он приобрёл значительное число приверженцев своего художественного стиля среди высших кругов церковных властей Папского государства.

«Автопортрет» «Операция»


Родилась Ольга ВИЗИНГЕР-ФЛОРИАН (1 ноября 1844, Вена — 27 февраля 1926, Графенег) — австрийская художница, представитель импрессионизма. Главным образом писала пейзажи и натюрморты.

С детства проявила способности к музыке и надеялась стать концертирующей пианисткой. Однако в 1874 году она была вынуждена прекратить музыкальную карьеру вследствие заболевания, ограничивающего подвижность рук. В том же году она вышла замуж за аптекаря Франца Визингера. В конце 1870-х годов начала учиться живописи, была ученицей известного в то время художника Эмиля Якоба Шиндлера. После 1881 года Ольга Визингер регулярно выставлялась, в том числе на выставках Венского Сецессиона. Приняв участие во Всемирных выставках, прошедших в Париже и Чикаго, она получила международную известность.

«В саду»


Родился Жюль БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ (1 ноября 1848, Данвиллер, Мёз — 10 декабря 1884, Париж) — французский художник. Это был один из первых французских художников, наряду с великим Жюлем Бретоном, изобразивших крестьянский быт в духе натурализма. Другом и поклонником его таланта был Эмиль Золя.

Жюль учился с 1868 года у Александра Кабанеля в школе изящных искусств в Париже. Там он подружился с будущим художником-реалистом, своим однодумцем Паскалем Даньян-Бувре.

После тяжёлого ранения во время немецко-французской войны 1870 г. Бастьен-Лепаж вернулся в родную деревню. В 1875 году работа «Благовещение пастухам» позволила ему стать вторым в конкурсе на Римскую премию. С 1879 по 1882 Жюль путешествовал по Англии. Будучи уже тяжело больным раком, он предпринял путешествие по Алжиру. Жюль Бастьен-Лепаж не успел во всей мере выразить свой талант, так как умер в возрасте 36 лет в своей мастерской в Париже.

«Автопортрет» «Октябрь. Сбор картофеля», 1878, Национальная галерея Виктории, Мельбурн


Родился Уильям Меррит ЧЕЙЗ (1 ноября 1849, город Ни́неве, Индиана — 25 октября 1916, Нью-Йорк) — американский художник, писавший в реалистическом и импрессионистском стилях, педагог.

Чейз изучал живопись в 1872—1878 годах в Мюнхене, в местной Академии художеств, затем жил в Нью-Йорке, где у него была художественная мастерская. Преподавал рисование в собственной частной Летней школе Шиннекок Хиллс на Лонг-Айленде. Был также педагогом в Пенсильванской Академии изящных искусств в период с 1896 по 1909 год, в Лиге студентов-художников Нью-Йорка (1878—1896, 1907—1911). Наряду с Робертом Генри, Чейз являлся известнейшим преподавателем живописи в США на рубеже XIX—XX столетий. Среди его учеников были такие мастера, как Фрэнк Дювенек, Эдвард Хоппер, Рокуэлл Кент, Лоутон Сайлас Паркер, Джон Генри Твахтман, Ирвинг Рамзи Уайлз и другие.

Чейз является одним из основоположников американского импрессионизма, создававшим в живописи собственный импрессионистский метод. Своими работами мастер добился как материального успеха, так и признания художественной критики. Писал преимущественно портреты, пейзажи и натюрморты. Работал маслом, также автор акварелей и офортов. Член Национальной Академии дизайна, в 1885—1895 годах — председатель Общества американских художников. Член импрессионистской группы Десять американских художников.

«Автопортрет» (фрагмент), 1915 «Изучение изгибов», 1890


Родился Лоренс Стефен ЛАУРИ (1 ноября 1887, Стретфорд, Ланкашир — 23 февраля 1986, Глоссоп, Дербишир) — английский художник. Знаменит своими индустриальными пейзажами и сценами городской жизни.

Лаури был с детства увлечен рисованием, после школы брал частные уроки живописи. В 1905 году он начал учебу в Манчестерском муниципальном колледже искусств, в классе французского художника-импрессиониста Пьера Адольфа Валетта. В 1915-1925 годах Лаури занимался в Королевском техническом колледже в Солфорде. Именно в тот период Лаури приступил к формированию своего уникального художественного стиля.

Первая выставка Лаури состоялась, когда художнику было уже 52 года. Успех был настолько большим, что сам художник, казалось, не был готов к нему. Он оказался, пожалуй, единственным британским художником, работающим в жанре индустриального пейзажа. Его картины изображают весьма незатейливые, на первый взгляд, сценки – людей, спешащих после работы домой, ожидающих поезда на станции, просто отдыхающих. Но эти вроде бы наивные рисунки оказались полны скрытой силы и энергии.

Еще при жизни, снискав славу, Лаури удостоился многих почестей в честь признания его таланта – он стал обладателем почетных ученых степеней от университетов Манчестера, Солфорда и Ливерпуля. Оставаясь человеком скромным, Лаури отклонил несколько весьма и весьма престижных наград, среди которых были и Орден Британской Империи, и рыцарское звание. Вообще, он оказался своеобразным рекордсменом по количеству отклоненных наград.

«Пруд», 1950


Родился Имре ВАРГА (1 ноября 1923, Шиофок) — венгерский скульптор, художник, дизайнер и график.

Имре Варга получил образование в Будапештской военной академии и во Вторую мировую войну служил офицером в военной авиации. В 1945 году Варга вернулся из плена на родину и посвятил себя изобразительному искусству. В 1950—1956 годах Варга учился в Венгерской академии изобразительных искусств в Будапеште.

Имре Варга преимущественно известен своими разнообразными скульптурными работами. Среди них — скульптурные портреты Ференца Ракоци, Михая Каройи, Ференца Листа, памятник жертвам холокоста в Будапеште. В СССР Имре Варга стал известен в 1980 году после скандальной публикации на обложке журнала «Иностранная литература» фотографии немыслимого в то время по своему замыслу памятника В. И. Ленину работы Имре Варги, где вождь мирового пролетариата изображён маленьким старичком в кепке, отвернувшимся от огромного знамени с собственным портретом и уходящим вниз по лестнице. Работы Имре Варги представлены в девяти странах мира. В Будапеште работает музей Имре Варги.

Памятник жертвам холокоста в Будапеште


Родилась Наталья Николаевна ПАПИРНА (1 ноября 1950, Харьков) — живописец, график. Заслуженный художник Украины (2003).

Окончила Харьковское художественное училище в 1970, а в 1977 - Киевскую государственную художественную академию, факультет станковой графики (проф. Селиванов И.М., профессор Чебыкин А.В.). С 1988 года работает в технике батик. С 1990 - член Национального союза художников Украины. Участник многочисленных выставок в Украине и за её пределами. Член академии искусств Новой Зеландии. Работает в творческом союзе с заслуженным художником Украины Алексеем Кулаковым.

«Игра», 2005