1 мая -Музей українського живопису

1 мая

Народився Жюль БРЕТОН (Жюль Адольф Еме Луї Бретон) (1 травня 1827, Па-де-Кале - 5 липня 1906, Париж) - французький художник, жанрист і пейзажист реалістичного напряму, один з основоположників пленерного живопису.

Учень Девіня. Сюжети картин Бретона запозичені з народного життя і, в більшості своїй, носять ідилічний характер. Вони зображують життя пастухів або селян, які працюють в полі. Найбільш відомі картини: «Повернення зі жнив» (1853), «Пісня жайворонка» (1885), «Перше причастя» (1886).

Відома історія, що Ван Гог пройшов 200 кілометрів пішки, щоб потрапити до Бретона, але так і не зайшов всередину його майстерні, тому що посоромився.

«Відпочинок у полі», 1866


Родился Герман Август КАППЕЛЕН (1 мая 1827, Шиен — 8 марта 1852, Дюссельдорф) — норвежский художник, мастер драматического, меланхолического и романтического пейзажа.

Родился в состоятельной семье крупных торговцев и землевладельцев. В 1846—1850 годах Каппелен учится в Дюссельдорфской академии художеств, в классе пейзажной живописи у Иоганна Вильгельма Ширмера. Художник скончался в возрасте 25 лет от рака желудка.

На полотнах художника изображены могучие формы северной природы, мощные деревья, скалы и горные кряжи, озёра и речные потоки. Картины Каппелена эффектны и мастерски исполнены с точки зрения композиции, колорита и игры светотени. Наиболее продуктивным периодом в творчестве художника были 1850—1852 годы.

«Умирающий девственный лес»


Родился Фредерик СЭНДИС (1 мая 1829, Норидж, Восточная Англия — 25 июня 1904, Лндон) — английский живописец-прерафаэлит, иллюстратор и рисовальщик, писавший по большей части портреты, а также произведения в жанре мифологической живописи.

Первые уроки рисования получил от отца, который сам был художником. В 1846 году Сэндис, проявлявший выдающиеся способности, по совету отца отправился в Нориджскую дизайнерскую школу. Был близким другом Россетти: Сэндис одно время даже жил в доме Россетти в Чейни-Вок (Челси). Многие картины Сэндиса написаны под сильным влиянием Россетти, впоследствии обвинявшего его в плагиате.

В 1860-е годы Сэндис получает определенное признание, работая в периодических изданиях. Иллюстрации Сэндиса, никогда не публиковавшегося в книгах, а только в журналах, в настоящее время оцень ценятся среди коллекционеров. В тот же период его картины появляются в галереях. Наиболее известны «Вивиана» (1863 г.), «Фея Моргана» (1864 г.), «Кассандра», «Елена Троянская» и «Медея» (1868 г.) Однако Сэндис, уделявший живописи мало времени, так и не стал известным художником при жизни. Сэндис всегда страдал от нехватки денег, в том числе и потому, что много пил.

Сэндис считается одним из наиболее талантливых прерафаэлитов. Его излюбленными темами были легенды Артуровского цикла («Фея Моргана») и скандинавская мифология («Валькирия»), он также является автором нескольких портретов известных людей в частности, Теннисона и Браунинга.

«Мария Магдалина» (1858-60 гг.)


Родился Эйлерт Адельстен НОРМАН (1 мая 1848, остров Вогейя близ Будё — 26 декабря 1918, Осло) — норвежский художник-пейзажист.

Родился в зажиточной семье судовладельца и землевладельца. После смерти отца был отправлен матерью в 1869 году в Копенгаген для получения там торгового образования. После посещения копенгагенских музеев юноша принимает решение стать художником. В том же году Норман поступает в художественную академию Дюссельдорфа. Здесь он учится живописи в классах Освальда Ахенбаха и позднее — Ойгена Дюкера. Уже в 1872 картины А.Нормана выставляются в Дюссельдорфе и Копенгагене.

Достаточно быстро к А. Норману пришёл успех. Его работы выставляются на Всемирных выставках в Вене (1873), а также в Лондоне и Берлине (1874), в 1876 в Филадельфии. После выставки в британской Королевской академии художник в 1874 был награждён медалью Альберта-Эдуарда, и снова в 1877 — серебряной медалью. В 1878 картины А. Нормана представлены на Всемирной выставке в Париже. Среди покупателей его работ следует назвать короля Швеции Оскара II, германского императора Вильгельма II, австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда.

В 1880 году художник переезжает в Берлин и вступает в Союз берлинских художников. В 1892, приехав в Норвегию, мастер посещает выставку ещё никому не известного Эдварда Мунка и признаёт его талант. При посредничестве Нормана в Берлине организуется выставка работ Э. Мунка. В Берлине художник открывает школу живописи, при этом летние занятия проходили в Норвегии. А.Норман работал над различными художественными темами, однако наибольшего успеха добился в пейзажной живописи, посвящённой родным ему ландшафтам северной и средней Норвегии.

«Пароход»


1 мая 1851 года в Лондоне, в Хрустальном дворце, прошло открытие первой Всемирной выставки, посвящённой достижениям техники и культуры. Для выставки был построен огромный Хрустальный дворец. Экспозицию посетило 6 миллионов человек – треть населения Британии. На этой первой мировой выставке были представлены промышленные товары и различные изделия ремесла, машины, производственные методы, а также полезные ископаемые и работы изобразительного искусства.

В дальнейшем художественный раздел стал важной частью Всемирных выставок, которые стали проводиться регулярно. Уже на второй Всемирной выставке в Париже в 1855 году наряду с соревнованиями на промышленную и аграрную тематику проводился конкурс среди художников-академистов, который судили такие мастера, как Делакруа и Энгр. Художникам – участникам Всемирных выставок – стали присуждаться медали выставок.

Королева Виктория открывает Всемирную выставку в Хрустальном дворе Всемирная выставка 1867 года на полотне Эдуара Мане


Родилась Ромейн БРУКС (1 мая 1874, Рим — 7 декабря 1970, Ницца) — французская художница-символистка американского происхождения, известная своими лесбийскими связями в парижской богеме.

В 1893 оставила семью, жила во Франции, где брала уроки пения, затем в Италии, изучая искусство. Вела самый бедный образ жизни, но в 1902 получила от деда большое наследство, позволившее ей жить по собственному желанию. Вышла замуж за неудачливого пианиста и переводчика Джона Брукса. Он был гомосексуалистом, Ромейн — бисексуальной. После трех лет совместной жизни супруги расстались.

В Париже Ромейн Брукс держалась в стороне от авангардных художников Монпарнаса и Монмартра, снимала квартиру в фешенебельном шестнадцатом округе. В 1911 у Брукс начался роман с Идой Рубинштейн. Брукс написала несколько портретов балерины, в 1914 их отношения закончились.

После 1925 почти не занималась живописью, после 1935 прекратила заниматься и графикой. Начиная с 1950-х годов Брукс не выходила из состояния депрессии, жила в затемненной квартире, практически не виделась с людьми, страдала от паранойи. Жизнь Брукс легла в основу нескольких романов и фильмов.

Не приняла новейшие художественные направления (футуризм, кубизм), вкусами она осталась в эпохе символизма, по манере была близка в своей портретной живописи к Эдуару Мане, к Уистлеру. Оставила портреты дам прекрасной эпохи, своих возлюбленных, часто в мужской одежде.

«Автопортрет» «Охотница»


Народився Олександр Борисович ПОСТЕЛЬ (1 травня 1904, Одеса – 19 січня 1989, Одеса) - український художник, живописець і графік. Заслужений діяч мистецтв УРСР (1963).

Народився в сім’ї шевця. У 1929 р. закінчив Одеський художній інститут. З 1938 р. – член Спілки художників СРСР. Працював у техніці масляного живопису, офорта, ліногравюри, монотипії й акварелі. Автор картин, присвячених рідному місту: «Окраїни Одеси» (1939 р.), «Строгановський міст», «Новий район». Працював також у жанрі графічного малюнка, створивши серію «Одеські краєвиди» (1970 р.). Твори О.Б. Постеля експонувалися на численних виставках, у музеях і добре відомі в нашій країні і за кордоном.

Більше 35 років О.Б.Постель плідно займався науково-викладацькою діяльністю, почавши її ще в 1931 р. на кафедрі графіки Архітектурного факультету. З 1945 по 1967рр. (до виходу на пенсію) працював доцентом, потім професором кафедри нарисної геометрії і графіки Одеського будівельного інституту. Чуйний вчитель і наставник талановитої молоді, О.Б.Постель виховав цілу плеяду графіків і професійних художників.

О. Постель з дружиною М. Полонською. 1951р. «Одеса. Сабанєїв міст»


Народився Віктор Іванович КЛИМЕНКО (1 травня 1932, хут. Веселий Донецької обл.) - черкаський художник, педагог, заслужений діяч мистецтв України (2000).

Закінчив у 1964 році Київський державний художній інститут (викладачі - В. Костецький, М. Хмелько, В. Чеканюк). Автор понад 600 полотен: історичні роботи, історичний портрет і батальні композиції, пейзаж, натюрморт, побутовий жанр, ілюстрація... Провідна тема творчості – Визвольна війна під проводом Б. Хмельницького.

Професор кафедри образотворчого та декоративно-прикладного мистецтва Черкаського національного університету ім. Богдана Хмельницького.

«На шляхах століть», 1992


Народилася Серафима Федорівна СЕНКЕВИЧ (1 травня 1941, с. Олішкани, Молдова) - живописець, заслужений діяч мистецтв України (1993).

Закінчила Кишинівське художнє училище ім. Рєпіна (1961). З 1960 року почала брати участь у виставках, у 1962 році провела першу персональну виставку. З 1970 року живе в Миколаєві, працює маслом в жанрі портрета, натюрморту, пейзажу. Серафима Федорівна - голова клубу жінок-художниць з 1985 року, керівник виставкового залу при Миколаївській філії Києво-Могилянської Академії. Активно займалася естетичним вихованням дітей.

«Автопортрет» «Дівчинка з віночком», 2003


Народився Юрій Петрович ЛЕСЮК (1 травня 1947, с.Ковалівка, Коломийського району, Івано-Франківської області) — львівський художник. Заслужений художник України.

Закінчив Одеське державне художнє училище ім. М. Б. Грекова (1968 р.) та Київський державний художній інститут (1972 р.). Працює в ділянці станкового мистецтва: це і портрет, і натюрморт, і пейзаж, але більша частина творчості присвячена жанровим композиціям з життя рідного Прикарпаття, його звичаям і традиціям. Це дуже барвисті, декоративні композиції, наповнені гротеском, інколи здоровим гумором. Член Національної спілки художників України від 1988. Проживає у Львові.

Працює у Львівському коледжі декоративного та ужиткового мистецтва ім. Ів. Труша. Завідує відділом живопису. Учасник понад дев'яносто республіканських, регіональних, а також міжнародних художніх виставок. На рахунку автора 11 персональних виставок у музеях Києва, Львова, Коломиї, Івано-Франківська, Ріджайни (Канада), Саскатуна (Канада), Торонто (Канада), Нью-Йорка (США)…

«Автопортрет», 1986 «Кулеша – як сонечко. Автобіографія», 2006


Народився Володимир Григорович КОЛЕСНИКОВ (1 травня 1951, Луцьк) - живописець, педагог. Народний художник України (2004), професор.

Закінчив Львівський інститут декоративно-прикладного мистецтва в 1978 (педагоги з фаху - В. Манастирський, В. Горбатюк, М. Гладкий). Створює монументально-декоративні, живописні та графічні твори, є автором понад 2500 робіт. Брав участь у численних національних і міжнародних виставках, провів біля сорока персональних виставок. Одна з улюблених тем у творчості художника - танець.

Колесніков В.Г. є засновником і керівником кафедри рисунку та живопису факультету дизайну Київського національного університету технологій та дизайну, автором ряду методичних розробок з дисципліни «Рисунок».

Батько художників Володимира та Дмитра Колесникових. Блог художника http://www.vladimirkolesnikov.com

Без назви


1 травня 1991 року було засновано Тернопільський обласний художній музей. Базою для його створення послужила Картинна галерея, яка з 1978 року була одним з відділів обласного краєзнавчого музею.

У художньому музеї діє постійна експозиція творів зарубіжного і українського мистецтва. Музейне зібрання складається з понад 8 тисяч експонатів (2009), в тому числі 765 творів живопису. Серед найбільш значних експонатів - ікони XVII-XIX століть, різьблення І. Пінзеля та А. Осинського, парсуни...

У музеї діє Меморіальний зал Діонізія Шолдри - художника і реставратора з Нью-Йорка, уродженця Тернополя, який в 1993-1995 роках створив у музеї реставраційну майстерню і передав для музею 50 своїх картин.

Адреса музею: м Тернопіль, вул. С. Крушельницької, 1

Загальний вигляд музею В залах музею


1 мая 2015 года Музей Американского искусства Уи́тни переехал в новое здание на Манхэттене, спроектированное итальянским архитектором Ренцо Пиано, строительство которого обошлось в $422 млн. Музей Уитни — одно из крупнейших собраний современного американского искусства (XX—XXI век).м Музей был основан в 1931 году Гертрудой Вандербильт Уитни, пожертвовавшей для него около 700 художественных произведений из собственной коллекции. Впоследствии музей опекала дочь Гертруды, Флора Пэйн Уитни, занимавшая пост вице-президента музея Уитни, а с 1942 по 1974 год — была его президентом. С 1985 пост президента занимала также дочь Флоры Пэйн, Флора Миллер Бидль. Каждые два года в музее Уитни организуется Биеннале Уитни, на которых можно ознакомиться с новейшими достижениями современного американского искусства.

В музее представлены все художественные направления американского искусства XX—XXI века — в живописи, скульптуре, графике, инсталляции, фотографии и видеоарте. Коллекция объединяет более 18 000 произведений известных мастеров, среди которых Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Джон Слоан, Ман Рэй, Уильям Эглстон, Роберт Раушенберг, Луиза Буржуа, Джон Марин, Ганс Гофман, Альберт Пинкхэм Райдер, Морис Прендергаст, Роберт Генри, Александр Колдер, Марк Ротко, Артур Доув, Ева Гессе, Ричард Дибенкорн, Дан Кристенсен, Йозеф Альберс, Аршиль Горки, Мартин Нокс, Джексон Поллок, Кеннет Ноланд, Элен Франкенталер, Кики Смит, Луиза Невельсон, Ли Краснер, Синди Шерман, Стюарт Дэвис, Рональд Дэвис, Марсден Хартли, Эдвард Хоппер, Чарльз Буршфилд, Виллем де Кунинг, Франц Клайн, Кейт Харинг, Барнетт Ньюман, Роберт Мотеруэлл, Томас Бентон, Грейс Хартиган, Ронни Ландфилд, Морган Рассел, Уильям Поуп Эл и многих других.

В музее Уитни также хранится художественное наследие, собранное вдовой художника Эдварда Хоппера.

Новое здание Музея Уитни Роберт Генри. «Портрет Гертруды Вандербильт Уитни», 1916