1 марта -Музей українського живопису

1 марта

Родился Сандро (Алессандро) БОТТИЧЕЛЛИ (1 марта 1445, Флоренция – 17 мая 1510, там же) – великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.

Родился в семье дубильщика Мариано ди Джованни Филипепи. Прозвище Боттичелли (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком. Два года Сандро был учеником золотых дел мастера, а с 1462 года начал учиться живописи, сначала у Фра Филиппо Липпи, затем у Андреа Верроккьо. Первые работы художника – несколько изображений Мадонн.

С 1470 года Боттичелли открывает собственную мастерскую, создает такие яркие работы, как «Святой Себастьян», «Поклонение волхвов», где помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. В это время Боттичелли становится известным и как портретист.

В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дало ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками.

«Мадонна с младенцем и с Ангелами», 1478 . Государственный музей, Берлин

Слава Боттичелли распространяется за пределы Флоренции. В 1481 году папа Сикст IV вызвал художника в Рим, где во главе других мастеров он расписывал фресками Сикстинскую капеллу.

В эти годы у живописца сложился тесный контакт с членами семьи Медичи, признанными правителями Флоренции. Многие из наиболее известных произведений художника написаны им по заказу членов этого семейства или их окружения. Лоренцо Великолепный – крупнейший меценат своего времени – превратил свой двор в центр художественной культуры Возрождения.

«Оплакивание Христа», около 1490. Старая пинакотека, Мюнхен

После 1490 года под влиянием проповедей доминиканского монаха Савонаролы стиль художника становится аскетичным, гамма красок теперь сдержанная, с преобладанием тёмных тонов. Казнь Саванаролы в 1498 году глубоко потрясла Боттичелли. Отражением переживаний художника стала картина «Мистическое Рождество» (1500).

В конце жизни Боттичелли отошел от работы и обеднел так, что мог бы умереть с голоду, если бы не помощь состоятельных поклонников его таланта.

«Автопортрет» «Рождение Венеры». Галерея Уффици, Флоренция


Родился Франческо УБЕРТИНО, известен также как Баккьякка (1 марта 1495, Флоренция — 5 октября 1557, Флоренция) — итальянский художник эпохи Возрождения, работа которого характерна для маньеризма в стиле флорентийской школы.

Вероятно, ученик Перуджино. Развивался в дальнейшем под влиянием Андреа дель Сарто. Работал во Флоренции и некоторое время в Риме. В 1540 году стал художником при дворе герцога Козимо I и герцогини Элеоноры Толедской.

«Портрет девушки с котом», 1525 «Раздача манны»


Родился ИТО ДЗЯКУТЮ (1 марта 1716, Киото — 27 октября 1800, Мампуку-дзи, храм близ Киото) — японский художник периода Эдо. Автор многочисленных работ в традиционных техниках. Часто обращался к изображению животных, цветов и птиц, наделяя их экзотической выразительностью.

Сын бакалейщика. После смерти отца, с 1739 по 1755, содержал его магазин. Испытал сильное влияние дзэн-буддизма. Пользовался известностью, исполнял заказы на ширмы и храмовые картины во многих известных местах Японии. Несмотря на коммерческий успех, вёл образ жизни интеллектуала, дружил со многими культурными и религиозными деятелями эпохи.

«Петух»


Крещен Дирк ван дер АА, также известный под именем Теодорус ван дер Ха (1 марта 1731, Гаага — 23 февраля 1809, там же) — нидерладский художник, график-орнаменталист, представитель рококо.

Вся жизнь и творчество Дирка ван дер Аа связаны с Гаагой. В молодости художник совершил несколько поездок в Париж. В середине 1750-х годов учился мастерству живописи у малоизвестных художников Иоганна Хейнриха Келлера и Геррита Меса. Стал известен с 1755 г., благодаря своим живописным декорационным аллегориям и работам, выполненным в технике однотонной гризайли.



Народився Луї-Огюст ЛЕВЕК (1 березня, 1866, Нівель, Валлонський Брабант, Бельгія —22 лютого, 1921, Сен-Жосс-тен-Ноде, Бельгія) — бельгійський художник символіст, поет, скульптор і теоретик мистецтва.

Народився в провінції. Художню освіту здобув у Королівській (державній) академії в Брюсселі, керівник Жан-Франсуа Порталс. Наприкінці 19 ст. Огюст Левек мав значий вплив на відомого художника-символіста Жана Дельвіля. Працював також як скульптор.

«Німфа». 1866. Сад Тюїльрі, Париж «Сакральна музика», 1889


Родился барон Эмиль Оскарович ВИЗЕЛЬ (1 марта 1866, Санкт-Петербург — 2 мая 1943, Ленинград) — художник, хранитель музея и действительный член Императорской Академии художеств, организатор международных художественных выставок, член совета Эрмитажа и Русского музея, эксперт по русской и западной живописи.

Происходил из немецко-австрийского рода Визель. Окончил физико-математический факультет Петербургского университета. Интерес к рисованию и живописи побудил его одновременно посещать вечерние занятия в школе Общества поощрения художников, после чего он поступил в Академию художеств. Затем Визель продолжил своё образование в Мюнхене, в мастерской Александра фон Вагнера, и в Париже, в мастерской Фернана Кормона. В Париже также обучался в Академии Коларосси. Участвовал в Парижских салонах (1894, 1901). В начале двадцатого века создал серию портретов своих выдающихся современников. Также зарекомендовал себя как мастер пейзажных и интерьерных видов, театральный художник.

В 1894 году Эмиля Оскаровича приглашают на должность помощника хранителя Музея Академии Художеств. В 1907 году Визель сменяет на должности хранителя академика живописи А.П. Соколова. В 1900 году Визель приезжает в Париж в качестве представителя России для организации русского художественного отдела на международной выставке. Его деятельность высоко оценена французским правительством — он становится кавалером ордена Почетного Легиона. Впоследствии ему поручается организация таких же отделов на выставках в Мюнхене, Брюсселе, Риме, Турине и Вроцлаве. В 1914 году Э. О. Визель избирается действительным членом Академии Художеств, работает экспертом по русской и западной живописи и скульптуре в комиссии при музейном отделе Главнауки, а также членом совета Эрмитажа и Русского музея.

В период сталинских репрессий Эмиль Оскарович Визель, его супруга, его сын Оскар Эмильевич Визель (этно-лингвист, преподаватель Ленинградского института востоковедения) со своей женой Верой Александровной Шолпо и его внук Андрей Оскарович Визель были высланы в Казахстан, в поселок Челкар. Умер художник в осажденном Ленинграде.

Автопортрет «Вдовствующая императрица Мария Федоровна»,1905


Родился Оскар КОКОШКА (1 марта 1886, Пёхларн, Австро-Венгрия – 22 февраля 1980, Вильнёв, Швейцария) – австрийский художник и писатель чешского происхождения, крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма.

Оскар Кокошка входит в большое трио венских художников вместе с Климтом и Шиле. Его творчество вызывало гнев сильных мира сего: эрц-герцог Франц Фердинанд, наследник австрийского трона, увидев на выставке картины Кокошки, воскликнул: «Этому господину нужно переломать кости!». Такую же ненависть выказывал и итальянский дуче Бенито Муссолини.

Кокошка принадлежал к роду известных пражских ювелиров, но семья жила в бедности. В 1903–1909 учился в Венской школе искусств и ремесел, среди его преподавателей был Густав Климт.

«Портрет Адольфа Лооса». 1909

В 1908 г. его работы были представлены на выставке художников-модернистов, близких к Климту. Но изобилие сцен насилия и эротики в картинах Кокошки (равно как и в его пьесах) вызывало постоянные скандалы, и в конце концов он был отчислен из Школы. В 1910 г. художник иллюстрировал в Берлине журнал «Буря», сблизился с экспрессионистской группой «Штурм», познакомился с Кандинским. Кокошка участвовал в Первой мировой войне, был ранен, пережил плен, признан врачами психически нестабильным.

В 1919–1924 гг. Кокошка был профессором Дрезденской академии художеств, откуда он однажды просто уехал, передав прошение об отставке через швейцара.

В 1922 и 1932 гг. работы художника участвовали в Венецианской биеннале.

Много путешествовал по Европе, Северной Африке и Ближнему Востоку. В 1931 выставки Кокошки с успехом прошли в Кунстхалле (Мангейм) и в Галери Жорж (Париж).

В 1930-е годы творчество Кокошки подвергалось активным нападкам фашистской печати. В 1937 г. его картины были включены в известную пропагандистскую выставку «Дегенеративное искусство», организованную нацистами, более четырех сотен его работ были удалены из немецких музеев.

«Карлов мост»

В 1934 Кокошка переехал в Прагу, в 1938, после Мюнхенского соглашения – в Великобританию. В 1946 г. он получил британское гражданство.

С 1947 г. жил в Швейцарии. В 1952–1963 Кокошка преподавал в летней Академии изобразительных искусств в Зальцбурге. В послевоенные годы прошли крупные ретроспективные выставки, посвященные творчеству художника, его работы представлены в ведущих музеях мира.

«Красное яйцо», 1941


1 березня 1920 року був заснований Су́мський художній музей ім. Н. Х. Онацького (до 1939 р. під назвою Сумський художньо-історичний музей, відтоді до 1968 — Сумський державний художній музей, від 1994 р. музей носить ім'я організатора музею – художника і мистецтвознавця Никанора Харитоновича Онацького).

Основу колекції склали твори з націоналізованих приватних зібрань, в тому числі зібрання відомого мецената і колекціонера Оскара-Германа Гансена, вивезеного з Києва до родичів у Суми.

Сьогодні експозиції і фондах музею налічується понад 15 тисяч експонатів. Експозиція розміщена у восьми залах двоповерхового особняка, побудованого в кінці XIX - початку XX століть сумським архітектором Густавом Шольцем для Державного банку. Представлені твори живопису, графіки, скульптури, декоративно-прикладного мистецтва, виконані як старими майстрами, так і сучасними художниками, українськими та зарубіжними.

Адреса музею: м.Суми, Покровська пл., 1.

Із зібрання СХМ: Лев Соловйов «Монахи. Не туди заїхали». 1870-і


1 марта 1927 в Москве в Государственной Третьяковской галерее открылась ретроспективная выставка произведений художников группы «Бубновый валет». Экспонировались 72 работы 8 авторов: Натальи Гончаровой, Петра Кончаловского, Александра Куприна, Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Ильи Машкова, Василия Рождественского и Роберта Фалька.

Начало группе было положено одноименной выставкой, состоявшейся в декабре 1910 – январе 1911. Инициаторами выступили Д. Д. Бурлюк и М. Ф. Ларионов. Эпатажное название было придумано М. Ф. Ларионовым. «Бубновыми валетами» называли каторжников, но вместе с тем обыгрывалось и французское толкование игральной карты: бубновый валет – мошенник или плут. «Бубновый валет» не имел четко сформулированной теоретической программы, однако все художники утверждали приоритет чисто формальных художественных задач, противопоставляя себя в равной степени Товариществу передвижных художественных выставок, Союзу русских художников, «Миру искусства». В своей творческой практике бубнововалетцы опирались на опыт П. Сезанна, а также на современные тенденции западноевропейской живописи: кубизм, фовизм, экспрессионизм, абстракционизм. К концу 1917 года группа постепенно распалась.

Петр Кончаловский «Хлебы на зеленом». 1913 Илья Машков «Снедь московская. Хлебы». 1924


Народився Мамут Юсуфович ЧУРЛУ (1 березня 1946, Фергана) – відомий кримськотатарський художник, заслужений художник України, творець проекту «Кримський стиль», автор досліджень художньої символіки орнаментів кримськотатарської вишивки. Член Національний спілки народних майстрів України.

Мамут Чурлу свій творчий шлях починав ще у Фергані. Там закінчив музичне училище й училище мистецтв (художнє оформлення). В училищі він захопився ткацтвом і вивчив світову практику виробництва гобеленів. По закінченню училища працював художником по гобеленам у Художньому фонді Фергани. У 1989 році переїхав до Криму. Брав активну участь у створенні національної кримськотатарської галереї. Його персональні живописні виставки проходили в Києві, Москві, Ташкенті, Кельні, Хайдельберзі.

Роботи Мамута Чурлу відрізняються особливим колоритом, енергетичною наповненістю, витонченим смаком. Майстер постійно експериментує з матеріалами і техніками. Він вперше використав традиційний орнамент старовинної кримськотатарської вишивки у живопису, ткацтві, ескізи давніх майстрів — у керамічних виробах.



Народилася Наталя Олександрівна ЛОПУХОВА (1 березня 1966, Київ) - заслужений художник України (1996), живописець і графік.

Народилася в Києві в родині народних художників України Олександра і Надії Лопухових. У 1989-му закінчила Київський державний художній інститут (майстерня книжкової графіки проф.В. Чебаника), того ж року прийнята до Спілки художників. У 1991 нагороджена Срібною медаллю Академії мистецтв СРСР, отримує гран-прі Міжнародної книжкової виставки в Москві, перемагає в номінації «Книга року» за оформлення поеми Ліни Костенко «Маруся Чурай». 1994 рік - перша премія за видатні досягнення в галузі графіки Міністерства культури і Спілки художників України. Наталя Лопухова - учасник і лауреат численних міжнародних виставок.

«Жовті й фіолетові гладіолуси»