Тиберий Сильваши – проект «Монохромия» -Музей українського живопису

Тиберий Сильваши – проект «Монохромия»

Источник: http://www.yagallery.com.ua/

Впервые днепропетровский арт-центр Я Галерея представляет персональный проект мастера абстрактной живописи Тиберия Сильваши.

Художник предлагает взглянуть на монохромию как пространство «замедления времени», а также способ пристального созерцания художественного произведения. Поскольку абстрактное изображение лишено структуры, зритель не наблюдает, а «проживает» его, получая в результате собственный опыт восприятия цвета.

Т. Сильваши. «Сад беззаботности», 1995-2013. Холст, масло, эмаль
ЛОВУШКА ДЛЯ ОБЛАКА
Мир вокруг нас заполнен образами-картинками. Мы уже не столько то, что читаем и говорим, сколько то, что видим, а наше «мы» является результатом в первую очередь практик визуальных. Язык коммуникативных образов (термин О. Аронсона) - эффективен и понятен. Он образуется общим для информационной реальности полем узнаваний и знаний, а скорость считывания таких образов только увеличивает нашу неспособность осмыслить все увеличивающийся их объем, полностью подчиняя нас тирании момента. Вирильо писал, что все, что экспонируется на предельной скорости, может быть только случайным. Это не античный кайрос, а «случай в горизонте прозрачности» - горизонте экрана монитора. Существование живописи сегодня - это вопрошание о ней самой. Не столько о ее видовом существовании, сколько о воплощении мифа об общем визуальном языке под названием «живопись». В горизонте банальных «истин» и мелькающих образов культуриндустрии, для живописи важным становится существование пространства тишины, пространства «замедленного времени». В этой практике живопись перестает быть инструментом коммуникации, а создает оптику «пристального взгляда», где важнейшим элементом становится культура различения. Пространство воздействия монохромной живописи - пространство «замедления времени». Будучи явлением границы, после минимализма, после концептуализма, монохром целиком принадлежит живописи. У этого вида живописи много названий, что говорит о множестве возможных стратегий в середине явления. Это и «не-иконная» (non-iconic) живопись, и конкретная живопись, и «радикальная живопись», и «art after the image»*, и много других.

Т. Сильваши. «Живопись», 2013. Холст, масло, эмаль
Проект «Монохромия»- о времени и восприятии. Об историческом времени существования форм живописи и о субъективном времени воспринимающего. Опыт «смотрения» таких работ отличается от того, как «читается» живопись, изображающая что-либо. И даже от опыта созерцания «традиционных» абстрактных работ. Поверхность монохромной работы лишена внешних признаков структуры и членения. Вернее, структура тут - в потоках наслоений прозрачных и непрозрачных слоев цвета. И способность откликаться на свет - свет внутренний и свет пространства временных констелляций. Нет того, что называется композицией цветовых пятен. Работает только чистый «редуцированный» цвет, вступающий в сложную игру взаимоотношений со зрительским восприятием. Верхний красочный слой только фиксирует финальное состояние цветовой плоскости, историю которой мы можем отследить на боковых ребрах работы. Слои цвета, видимые и скрытые, материализуют время создания работы, перипетии пути, результат которого не известен автору до конца, но может быть ретроспективно прочитан и прожит воспринимающим. Он поставлен в ситуацию противоречия между чувственным опытом и постоянным возвращением вопроса о причинах процесса живописи. Между опытом и знанием, полученным не в готовом виде от художника, - он есть результат его личного перцептивного и когнитивного процесса. Поверхность этой живописи - отражение невидимого потока цвета, умноженного в тавтологии форматов холстов (цветовых объектов), которые никогда не бывают закончены, и всегда возвращают взгляд к истокам. «Сделай так, чтобы я мог говорить с тобой», - говорит персонаж романа Мориса Бланшо. Непреодолимая потребность высказаться, с надеждой, что будет установлено зерно общности. Недаром один из видных представителей монохромной живописи Йозеф Мариони говорит, что отношение зрителя с картиной - это приватный опыт человека. «Монохром не стиль, а личная позиция» - вторит ему Барбара Роуз.
Тиберий Сильваши, 2013
*(англ.) Искусство после картинки

Т. Сильваши. «Живопись», 2013. Холст, масло, эмаль
Об авторе: Тиберий Сильваши родился в 1947 году в Мукачево, Закарпатье. Живет и работает в Киеве.
В 1966 году окончил Республиканскую художественную школу им. Т.Г. Шевченко, в 1972 году – Киевский государственный художественный институт.
С 1988 года – автор и участник многочисленных персональных и групповых проектов, как в Украине, так и за границей. В частности, работы художника были представлены во Франции, Италии, Германии, Дании и других странах мира.
В 1992 году Сильваши организовал группу «Живописный заповедник», которая занималась переосмыслением феноменальных возможностей цвета. В 1995 году Тиберий Сильваши получил награду «Художник года» в Украине и стипендию муниципалитета Мюнхена. В 2013 году Сильваши стал академиком Национальной академии искусств Украины.

Самую точную характеристику творческой манеры Тиберия Сильваши дал он сам, резюмируя: «Я не рисую, я выращиваю живопись».

 
Я Галерея, Арт-центр Павла Гудимова
Днепропетровск, ул. Гусенко, 17, тел.: 713 5 713, (067) 622 2 992
Выставка работает с 08 сентября по 18 октября 2014 года
Время: 10:00 - 19:00 (понедельник - суббота). Вход свободный

Похожие записи: